Банкротство российского оператора Polar Tour  разворачивается по некрасивому сценарию
15 Июнь

Банкротство российского оператора Polar Tour  разворачивается по некрасивому сценарию

Крах Polar Tour разворачивается по самому некрасивому сценарию. Десятки турагентств оказались втянуты в эту историю, у каждого по 10–15 заявок. И всех волнует одно: с кого теперь требовать выполнения обязательств перед клиентами, чьи туры под угрозой срыва? Пострадавшие турагенты собираются выйти к Белому дому.

Еще 14 июня ничто не предвещало беды. Турагенты были в офисе Polar Tour на Киевской, 7, им говорили, что сбоит электронная система, из-за чего могут быть некие проблемы, но они скоро решатся. И вот вечером того же дня, когда все уже смотрели футбол, на сайте компании публикуется заявление о несостоятельности и прекращении деятельности. А утром 15 июня офис Polar Tour пуст, руководители не выходят на связь. Десятки турагентств собрались у закрытой двери и не знают, как им вызволить из Polar хотя бы паспорта клиентов, которые должны вылетать на отдых в ближайшие даты. И кто теперь ответит перед туристами? Суммы возможных убытков звучали разные. У кого-то в Polar зависло заявок на 150 тыс. долларов, у кого-то – на 3 млн рублей…

Прибывшие полицейские помогли советом: «Пишите коллективное заявление о случившемся». Турагенты пишут и рассуждают о том, как теперь быть с клиентами, оплатившими туры на ближайшие даты и на все три летних месяца вперед.

Как известно, Polar Tour не являлся производителем туруслуг – работал «прокладкой», как говорят на рынке, т. е. перепродавал туры большинства известных туроператоров. Но те не готовы брать на себя ответственность за происходящее. «Туроператоры отменяют заявки, как будто их и не было, предлагают нам обращаться в Polar», – заявляют представители турфирм, собравшихся возле офиса проблемной компании. «Polar никак не связан с тем юрлицом нашей компании, которое зарегистрировано в России, платил напрямую за границу, так что нас его крах не коснулся», – так прокомментировали ситуацию в руководстве одного из туроператоров, чьи туры продвигал Polar Tour.

«В данной ситуации многое зависит от того, кто выступает исполнителем по договорам с туристами, – говорит Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата». – Если сам Polar, то все требования и претензии надлежит предъявлять ему. Но тогда он де-юре должен являться туроператором – числиться в Федеральном реестре, иметь фингарантии, деньги в фонде персональной ответственности. И так далее. Тогда к урегулированию ситуации подключится «Турпомощь». Если же исполнителями по договорам с клиентами значатся туроператоры, чей продукт перепродавал Polar, то ответственность перед клиентами лежит на них».

Туроператор или кто?

Пострадавшие агенты по просьбе корреспондента HotLine.travel перечитали договоры и сообщают, что исполнителями числятся юрлица Polar, их много – «Полакс», «Золотое путешествие», «Золотой овен» и т. д. Но в Федеральном реестре туроператоров таких организаций нет. И директор «Турпомощи» Александр Осауленко сообщает, что Polar Tour никаким своим лицом не состоит в ассоциации. И она, таким образом, не имеет оснований, чтобы вмешаться и оказать содействие пострадавшим клиентам.

Таким образом, можно предположить наличие признаков незаконной туроператорской деятельности, за что предусмотрена как минимум административная ответственность до 10 млн рублей. Это если дело не перейдет в уголовную плоскость с формулировкой о «признаках мошенничества». Самый негативный для турагентств вариант, говорит Георгий Мохов.

Если же все-таки в договорах о реализации туруслуг у кого-то значатся туроператоры – реальные производители, то в этом случае клиенты могут попытаться взыскать ущерб с них. В том числе через суд. Независимо от того, поступили им – реальным производителям – от Polar деньги за туры или же не поступили. «Туроператор несет ответственность за все действия агента – в данном случае за действия Polar, поскольку тот согласно закону должен действовать от имени и по поручению поставщика», – поясняет Георгий Мохов.

Конечно, туроператоры в судах будут доказывать, что оплата им не поступила, что доверенности Polar на реализацию туров они не давали и даже договора с ним, возможно, не имели. Но судьи чаще всего руководствуются принципом: «Клиент – слабая сторона в договоре, юрлицам надлежит сначала выполнить перед ним обязательства, а потом разбираться в арбитраже – кто из них прав, кто виноват»

Просчитывая возможные варианты развития событий, пострадавшие турагентства обсуждают самый радикальный вариант привлечения внимания к своей проблеме. Выйти на манифестацию к Белому дому и обратиться к руководству страны с просьбой о помощи туристам. Расчет идёт на то, что во время Чемпионата Мира по футболу власти постараются быстро купировать ситуацию.

Георгий Мохов настоятельно не рекомендует идти к Белому дому – иначе есть большая вероятность переночевать в КПЗ. «Тогда уж лучше к Ростуризму», – советует эксперт.

hotline.travel

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *