Одобрят ли депутаты передел белорусского туристического рынка?
12 Декабрь

Одобрят ли депутаты передел белорусского туристического рынка?

11 декабря в Палате представителей прошел круглый стол «Белорусский туризм: тенденции и перспективы». Как и следовало ожидать, на этом заседании был затронут вопрос изменений в законодательную базу туризма.

Как сказала глава профильной комиссии Людмила Макарина-Кибак, пока копья ломать рано – детально все вопросы будут обсуждаться в рабочей группе – после детальной проработки.

Тем не менее, именно на вчерашнем мероприятии депутаты впервые услышали о тех новых нормах, которые могут быть введены в отечественный Закон «О туризме».

Первым о возможных нововведениях кратко заявил заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной. Он буквально схематично высказался о планах «ввести институт материальной ответственности для операторов, разделить ответственность за тур между туроператором и турагентом, придать эффективность реестру и ввести электронный договор».

Подробно изложил позицию РСТО о том, как защитить туриста и его деньги от невозможности оператором выполнить свои обязательства, генеральный директор «Топ-Тура» Сергей Цурко. Речь идет о страховании «чека» туриста, покупке страхового полиса – по типу обязательной медицинской страховки или страхования ответственности автовладельца. Введение подобного страхования, на первый взгляд, выглядит социально уязвимым (получается, ответственность за банкротство оператора перекладывается на туриста?). Но если бы страховые смогли оценить свои риски и пошли бы на подобный вид бизнеса, то это уж точно гарантировало бы возврат туристу средств – в отличие от страхования ответственности туроператора, которое на практике компенсирует туристу мизер, как показал печальный опыт «Натали Турс» и других банкротов.

Важна еще и мысль, которую попытался донести до присутствующих на встрече депутатов директор компании «Аэротрэвел» Александр Працукевич. Дело в том, что фингарантии для операторов, введенные в Беларуси, могут серьезно перекроить наш рынок, и не в пользу национальных операторов. Понятно, что очень большие фингарантии смогут «потянуть» только самые крупные (в основном – представленные в нашей стране зарубежные) компании. Какие-то «средненькие» суммы, конечно, позволят оставить на рынке более широкий класс собственно белорусских производителей турпродукта, но выкинут с операторских позиций большое количество малых туроператоров, которые занимаются как раз недорогим «социальным» продуктом – автобусные путешествия, дешевые туры на море, экскурсионка. Самое интересное, что в этом сегменте у нас рынок традиционно очень стабилен. Ну, а крохотные, номинальные фингарантии для операторов, введенные так сказать «для галочки» вообще ничего не дадут – ни защиты для туриста, ни удовлетворения своим инициаторам. Сразу скажем, что разделить национальных операторов на «больших», «средних» и «малых» будет очень сложно, учитывая специфику нашего рынка.

Какой же выход из положения, в итоге, найдут законодатели? А «положение» состоит в том, что вроде бы делать что-то надо, нужны какие-то законодательные перемены как ответ на последние события в турбизнесе, самым ярким из которых стало банкротство «Натали Турс» с полтысячей пострадавших белорусских туристов и сотней пострадавших белорусских агентов. С одной стороны, требуются некие меры по защите интересов туристов, которые платят свои деньги за путевку и не должны страдать от того, что у нас чехарда на рынке. С другой – очевидно, что в новом законе появятся какие-то нормы, регламентирующие вход на этот рынок, – при всем уважении к либерализации, скорее всего, его не оставят в том виде, в котором он находится сейчас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *