Ольга МАКОВСКАЯ: «Качественные автобусные туры предлагает небольшое количество турфирм. Все ударились в это безумие – кто дешевле!»

Ольга МАКОВСКАЯ: «Качественные автобусные туры предлагает небольшое количество турфирм. Все ударились в это безумие – кто дешевле!»

Наша страна, увы, не лидирует в рейтингах, которые показывают уровень ВВП, доходов на душу населения, счастья и тому подобных глобальных вещей. Но, если бы можно было измерить любовь наших граждан к автобусным путешествиям, то белорусы точно оказались бы в мировом топе.

Секрет, возможно, в том, что мы близко к Европе, но как бы не совсем Европа, а чтобы изучить и почувствовать ее, легче всего сесть в автобус.

Кроме того, автобусные путешествия считаются у нас бюджетным сегментом туров, хотя это не совсем так. Чтобы прояснить картину и узнать, что сейчас происходит с этим популярным видом путешествий, мы побеседовали с заместителем директора компании «Внешинтурист» Ольгой Маковской.

– Ольга, трудно не заметить, что на белорусском рынке автобусных путешествий появляется все больше лоукост-операторов, которые предлагают европейские круизы по каким-то невероятно низким ценам. Можно ли сказать, что обязательная низкая стоимость тура становится трендом автобусного путешествия?

– Да, безусловно, сегодня это определенный тренд – все хотят ездить в путешествия дешево. Причем речь идет не только об автобусных турах, но и об авиапутешествиях. Оба сегмента взаимосвязаны. Если на рынке много дешевых авиатуров, то продать автобусный тур, в принципе, становится сложнее. В наше время, с учетом огромного количества дешевых вылетов из Киева, Вильнюса, Каунаса, Варшавы, Львова и других городов, говорить об автобусных турах как о способах путешествия, единственная цель которых – предложить туристу низкую цену, на мой взгляд, неправильно!

Вообще, если человек хочет дешево отдохнуть, именно – отдохнуть, а не посмотреть, получить новые впечатления – лучше выбирать дешевый вариант авиатура.

Основное назначение автобусного вояжа – познание! Человек смотрит Европу, повышает свой интеллектуальный уровень, наслаждается познанием. Конечно, при этом отдыхает. Безусловно, в таком путешествии важна компания. Часто люди, которые провели вместе несколько недель в автобусном путешествии, продолжают общаться, они переписываются, встречаются, у них свои клубы – это уже отдельная культура общения. Кстати, с этого года мы начали создавать специальные чаты на сайте, где туристы могут общаться между собой, с менеджерами, с сопровождающими – перед, во время и после поездки. Наши гиды этим летом будут делать стримы в социальных сетях из тех городов и пунктов программы, которые мы предложим как новинки на маршрутах. Тот самый момент – когда умные технологии внедряются в наш бизнес.

– На белорусском рынке есть компании, которые работают в этом сегменте очень давно и на высоком уровне – «Внешинтурист», «Турлюкс», «Бел-Ориентир», «Топ-Тур», «Экотур-6» и другие. Но не кажется ли вам, что дискаунтеры фактически выталкивают вас с рынка? Или, во всяком случае, вы вынуждены приспосабливаться и тоже предлагать низкобюджетные варианты поездок?

– Наша компания  на этом рынке уже 25 лет, и мы видим, что всегда были и будут в стране люди, которые понимают толк именно в хороших автобусных турах. Наше глубокое убеждение – надо давать  клиенту качество! Рынок не просел до такой степени, что люди вообще не покупают качественные автобусные туры! Да, все фирмы жалуются, но клиенты есть. Я однозначно утверждаю, что люди, которые хоть раз сталкивались с сегментом автобусного туризма, в дальнейшем скрупулезно выбирают оператора.

Ну, нет никакого смысла мучиться в плохом автобусе с необразованным гидом и платить на 50-100 евро меньше! Человек один раз съездит в такой тур и больше не поедет.

Конечно, мы тоже предлагаем какие-то бюджетные варианты, сегментарно удешевили некоторые программы, но наша цель – делать хорошие туры. А такие туры сейчас предлагает не так много фирм. Все ударились в это безумие – кто дешевле!

– За счет чего одна и та же цепочка по Европе может вдвое отличаться по цене  у дискаунтера и классического автобусного оператора?

– Во-первых, не в два раза – таких разбежек цен нет. Во-вторых, давайте разберемся, как так происходит, что сейчас мы можем открыть какой-нибудь сайт и найти тур в Париж за 120 евро.

В таком туре, как правило, будет доплата за экскурсии. Причем – не по желанию, а в обязательном порядке. Другими словами, есть какая-то стартовая цена (непонятно как сформированная!) и пакет обязательных экскурсий. Самое интересное, что тут же будет цена на другой пакет по тому же маршруту, но уже с включенными экскурсиями. И стоить такой тур будет, к примеру, уже 200 евро! Получается, что цена в 120 евро – это всего лишь  маркетинговый ход, который мы, например, никогда не применяем. У нас тоже есть дополнительные экскурсии в турах, но они – по желанию. Мы не играемся с ценами!

Еще один важный момент. Клиент должен изначально знать, на каком автобусе он поедет. Те, компании, которые предлагают пресловутые «дешевые» туры, возят туристов на огромных двухэтажных автобусах. Можно продавать по цене, гораздо более низкой, чем у конкурентов, но у тебя должна быть большая группа. Представьте себе, 70 человек в автобусе. Сколько времени занимают санитарные остановки? В какой обстановке проходят экскурсии? Какие гостиницы предлагают по маршруту фирмы-дискаунтеры? У них по маршруту – дорогие курорты, а тур стоит 300 евро! Понятно, что здесь кроется подвох. Гостиница будет далеко от города, и на экскурсии придется добираться несколько часов. Либо вы будете долго ехать на пляж на автобусе, если речь идет о программе с отдыхом на море. Такой вариант «отдыха» вас устраивает?

Большое количество важных обстоятельств и мелких нюансов определяют качество автобусного тура. И человек обязательно должен располагать исчерпывающей информацией перед поездкой.

На первый взгляд, дешевая программа может не вызывать вопросов, но, если вы внимательно посмотрите на маршрут, то увидите, что там, по сути, четыре ночных переезда. Они просто завуалированы.

Выезд в 3 часа утра из Минска – разве это не ночной переезд? А в программе он может быть не отмечен. Более того, в дешевых турах программа спланирована так, что после одного ночного переезда, вас ожидает еще один. Потому что вы прибудете на место только на следующий день ранним утром – в 3-4 часа. Это уже два ночных переезда, причем подряд! Возьмем конкретный случай. Оператор выезжает из Праги утром, а в программе помечено – прибытие в Минск поздно вечером! Но из Праги до Минска невозможно добраться за световой день! От чешской столицы до белорусской – почти сутки пути. Вы будете дома не поздно вечером, а  утром следующего дня! На самом деле, это тоже завуалированный ночной переезд. Поэтому мы в своих программах везде прописываем километраж. Чтобы, читая программу, люди знали, что их ожидает.

Некоторые компании закладывают в программу такие длинные переезды, которые просто не укладываются в нормальный режим работы транспорта. Водитель не может ехать бесконечно, ему нужен отдых, а автобусу – отстой. Нарушение этого режима – это уже вопрос безопасности. Есть компании, которые закладывают 1700 км в один переезд! Если закладывать такой переезд, то тур у тебя, конечно, будет короче (при одинаковой программе) и дешевле, но  без нарушений это невозможно! В общем, наш продукт сложный, главный совет туристам – внимательно изучать программу.

Самый важный ресурс качества – это образованный, грамотный персонал, который работает с туристами – как в офисе, так и на маршруте. Какие менеджеры вас обслужат? Какие гиды у вас будут? Автобусный тур – это не дешевая поездка к морю, а познавательное путешествие!  Хорошие гиды стоят дорого. Если в программе написано: «экскурсия», то предполагается, что ее должен вести лицензированный гид. Но есть компании, которые выезжают из Минска с сопровождающим, который и ведет все экскурсии! В таких случаях в программе должно быть указано: «прогулка по городу», либо «знакомство с городом», но вовсе не «экскурсия». В наше время открыть фирму и продавать туры может любой. Можно сделать сайт, написать о себе отзывы, разместить видеоролики и поставить низкую цену при крайне низком качестве продукта. Поэтому туристу сегодня должен быть очень внимательным при выборе оператора.

– Появляются ли на рынке интересные новые цепочки? Не надоел людям Париж?

– Париж надоесть не может! Да, по-прежнему есть классические программы – к примеру, Париж в сочетании с Прагой, Амстердамом и Берлином. Но можно поехать и по другому маршруту, к примеру, в долину Рейна, в долину Луары, совместить французскую столицу с Нормандией – такие туры никогда не продаются массово, но каждый год в «парижской цепочке» появляется что-то интересное.

То же самое с Италией. У вас всегда есть возможность отправиться по классическому маршруту – Рим-Венеция-Флоренция.  Но в этом году мы сделали акцент на нетривиальных турах —  Тоскана, термальные источники, винные дегустации. Таких групп за сезон может быть всего несколько, а стандартные группы ездят каждую неделю. В этом году наши туристы могут отправиться в Трансильванию в комбинации со Стамбулом и с отдыхом на греческом побережье – в Кавале. Еще одна новинка – Корсика в сочетании с Сардинией. Конечно, такой тур не может быть бюджетным – его стоимость около 800 евро, но, заметьте, тут неделя отдыха на Сардинии.  Плюс – потрясающая экскурсионная программа. Конечно, за такие деньги можно купить авиатур на какое-нибудь массовое направление по системе «все включено», но это совершенно другой продукт.

– А что с менее раскрученными направлениями – к примеру, с Балканами?

– С Балканами ситуация не так проста. Балканские страны, безусловно, присутствуют на рынке и в наших предложениях. К примеру, в туре с отдыхом в Черногории, мы показываем Загреб и Плитвицкие озера. Но, рассуждая об этом регионе, нужно учитывать, что Европа в шенгене, а на Балканах везде границы, и требуется время, чтобы их проходить. К тому же, давайте будем откровенны, невозможно сравнить по зрелищности Хорватию или Македонию с Италией и Францией. Да, природа на Балканах безумно красивая, но по количеству исторических достопримечательностей Западную Европу с Центральной сравнить нельзя.

– «Внешинтурист» как-то не затронула мода на Албанию. Почему? Ведь направление недорогое, кажется, идеально подходит для сегмента автобусных туров?

– Мы думали про Албанию, анализировали ситуацию. Но страна находится дальше, чем Черногория, тур становится длиннее и дороже. И, честно говоря, пока мы не понимаем, ради чего делать такую цепочку. Только ради того, чтобы предложить что-то дешевое? Возьмем еще один нынешний тренд – туры в Грузию на автобусе. Грузия – это великолепно! Но, на наш взгляд, туда нужно лететь, если вы действительно хотите отдыхать. Даже в самой Грузии к качеству дорог есть вопросы. А дорога из Беларуси в Грузию через Россию очень тяжела.

Сейчас поставили огромное количество автобусных туров в эту Грузию, но качественно сделать такую программу, поверьте, невозможно. Мы не можем себе позволить отправлять людей в столь тяжкое путешествие. С ночными переездами, с отсутствием контроля за движениями автобусов! Пока доедешь до Грузии, уже ничего не захочешь.

Компании продавали такой продукт и в прошлом году. А в этом поставили большое количество цепочек, и началось соревнование – кто дешевле. Качественных туров я там не вижу. Такая же ситуация с турами в Украину. На этих направлениях, опять же, нужно вступать в соревнование – кто дешевле. А наша ниша – качественный экскурсионный туризм и познавательный, хорошо отработанный тур!

– Как все-таки «Внешинтурист» собирается развивать автобусные туры?

– Наша специализация остается прежней – Западная Европа. У нас огромное количество маршрутов в Испании, Италии, Франции, Скандинавии, Португалии. И каждый год мы добавляем новые побережья и новые цепочки. В этих странах всегда есть что открывать. Еще один вектор развития — событийный туризм, фестивали, поездки на концерты. В Европе огромное количество мероприятий и событий – парк тюльпанов Кюкенхоф, цветочный ковер в Брюсселе, молодое вино Божоле во Франции, праздник света в Лионе, карнавалы, маскарады – всего не перечислишь! Европа – это абсолютно бездонная кладезь для открытий. Вы заезжаете в любую деревушку – и вы уже в музее под открытым небом. Душа отдыхает и наслаждается познанием! В этом, на наш взгляд, и есть смысл автобусного путешествия. А рынок все  и всех расставит по местам!

– Спасибо за беседу! Удачи!

Беседовала Лилия Кобзик

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments