Правление РСТО: «Мы вступили в такую пору, когда риски туроператоров нужно страховать!»
17 Июль

Правление РСТО: «Мы вступили в такую пору, когда риски туроператоров нужно страховать!»

Вчера, 16 июля, состоялось заседание правления РСТО. Главный вопрос, который обсуждался, — как оградить национальный туристический рынок от тех ударов, которые он испытал в нынешнем сезоне. Речь, прежде всего, конечно, идет о последствиях, связанных с финансовыми проблемами российского оператора «Натали Турс».

Ситуация в очередной раз (и очень болезненно!) обнажила один из главных острых вопросов нашего турбизнеса. Речь идет об уязвимости белорусских турагентов и их клиентов, когда банкротится туроператор либо он не может выполнить свои финансовые обязательства.

Нельзя сказать, что эту проблему никогда раньше не поднимали – в прессе, РСТО или Министерстве спорта и туризма. Конечно, вопрос муссируется не первый год. Причем обычно принято ссылаться на российский опыт страхования туроператорских рисков – а именно на практику финансовых гарантий оператора, либо существование такой структуры, как «Турпомощь».

Теперь, честно говоря, нам в Беларуси на российский опыт ссылаться будет трудно. Потому что, несмотря на существование всех институтов, призванных компенсировать финансовые потери в случае форс-мажора, россияне сами лихорадочно ищут выход – как же все-таки реально защитить клиентов и агентов от большого «баха», который может случиться с оператором.

Напомним, что «Натали Турс» по-прежнему не объявляет себя банкротом, и пока ни фингарантии, ни «Турпомощь» не вступили в действие. Но уже посчитано, что в случае, если г-н Воробьев все-таки поставит точку в этой истории, то компенсационные суммы составят 1 млн евро. А чтобы окончательно рассчитаться с клиентами и агентами нужно 15 млн. Вот вам и фингарантии!

На этом фоне на днях в российской прессе уже вовсю начали обсуждать идею страхования каждого тура – «от невыполнения своих обязательств туроператором».

К этой же идее, как единственно возможной в данной ситуации приходит и наш рынок. В частности именно такой вариант развития событий обсуждался 19 июля на правлении Республиканского Союза туристических организаций.

Как говорилось на собрании: «Мы вступили в пору, когда риски туроператоров надо страховать!»

Обязательная страховка, выписанная на каждый тур, – цивилизованный шаг и, кроме того, это та услуга, которая может принести хороший бизнес страховым белорусским компаниям. В 2017 году из Беларуси за границу выехало почти 730 тысяч человек. И это только те, кто выезжал организованно, то есть через турфирмы. Всего же, по данным Госпогранкомитета, границу белорусы пересекали почти 8,4 миллиона раз. Даже если брать только страхование турпакетов, то уже сумма должна заинтересовать страховщиков.

Банкротства, которые больно бьют по отечественному рынку, к счастью, происходят редко. Но рынку нужны гарантии. Такие гарантии могут дать страховщики! Есть же обязательное страхование ответственности автовладельцев. Почему бы не внедрить подобную практику в туризме?!

На сегодняшний день лучшая система страхования от невыезда принадлежит компании «Белгосстрах». Но пока компания не предлагает услугу страхования турпакета. В то же время практика подобного страхования есть у наших соседей. Украинская страховая компания «Укрфинстрах» предлагает такую услугу, как «Страховой риск неплатежеспособности туроператора»: «Невыполнение туроператором своих договорных обязательств перед туристом в результате признания туроператора банкротом и / или вследствие его неплатежеспособности и недостаточности средств для покрытия убытков туриста за счет гарантий банков или других кредитно- финансовых учреждений, выданных туроператору для подтверждения финансового обеспечения своей деятельности». Россияне с трудом, но тоже идут к своему варианту страхования ответственности туроператора. И это не фингарантии! Фингарантии сыграли в России роль «платы за вход на рынок». Но, к сожалению, с миссией возмещения убытков в случае форс-мажора не справились.

Особенность нашей отечественной ситуации в том, что наиболее незащищенным звеном в цепочке оператор-агент-турист является именно агент. Неприятности, которые, иногда случаются у крупных туроператоров, как правило, больнее всего бьют по обычному белорусскому продавцу путевок. Ведь именно он заключает договор с клиентом. Клиент защищен законодательством, на его стороне – государство, общество защиты прав потребителей, суд, общественное мнение… Белорусский турагент не защищен никак! А ведь это такие же обычные граждане Беларуси, как и все прочие. Сейчас белорусские турагенты тихо закрывают собственными деньгами финансовые потери от аннуляции туров «Натали Турс», не зная, когда ждать компенсации от оператора. Закон их никак не «прикрывает». В то же время и на Западе, и в России полную ответственность перед туристом несет именно туроператор, агент выступает лишь по поручению оператора. Как мы умудрились в этом вопросе так отстать от «цивилизованного мира» – как говорится, умом не понять.

Когда говорят, что агент хочет «лишь зарабатывать свои проценты, не неся никакой ответственности», хочется напомнить, что зона ответственности турагента заключается только в корректной продаже. Он должен правильно продать тур клиенту – качественно подобрать страну, отель, трансфер, экскурсии, если надо. Сам турпродукт – полностью в зоне ответственности туроператора. Именно туроператор должен гарантировать качество турпродукта и само его наличие – что продукт, извините, никуда не исчезнет и не будет аннулирован. Если же это происходит – значит, у туроператора форс-мажор, финансовая катастрофа, крах. Это бизнес – в бизнесе все бывает. И здесь в дело должны вступать страховщики. Думается, именно к этому рынок и идет. И в этом заинтересованы все – и профессиональное туристическое сообщество, и туристы.

Конечно, в этом вопросе много нюансов. Они также были озвучены на правлении РСТО. Например, каким образом может действовать обязательное страхование в случае, если турист бронирует только отель или только билет? Этот и другие вопросы нуждаются в проработке – и в обсуждении совместно всей отраслью вместе со страховыми компаниями.

Сегодня самое главное – консолидироваться всей туристической отрасли – всем общественным объединениям – РСТО, РСТ, отраслевому министерству, национальному авиаперевозчику, белорусским туроператорам и турагентам – с тем, чтобы консолидировано отстаивать интересы белорусского рынка. Это нужно и потребителям, и операторам, и агентам, и всему обществу – ведь мы не хотим, чтобы печальные события лета – 2018 повторялись вновь и вновь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *