В Москве подан иск с требованием признать факт прекращения туроператорской деятельности «Панорамы Тур»

В Москве подан иск с требованием признать факт прекращения туроператорской деятельности «Панорамы Тур»

В Таганском районном суде Москвы зарегистрирован иск с требованием «признать факт прекращения туроператорской деятельности» ООО «Панорама Тур», одного из юрлиц «Натали Турс». Поможет ли это запустить механизм фингарантий, если перспективы выплат от самого туроператора неясны, а Ростуризм пока не вправе вмешаться?

По стандартной схеме

Кризисная ситуация, сложившаяся вокруг «Натали Турс», выявила пробел в отраслевом российском законодательстве. Руководство компании объявило об отмене всех оплаченных туров с вылетами до 30 сентября, но не отказывается возместить туристам их стоимость или предоставить услуги позднее – в следующем году. Президент «Натали Турс» Владимир Воробьев подчеркнул, что компания намерена продолжить работу на рынке и не станет уведомлять регулятора о прекращении деятельности.
Это лишило клиентов права обратиться к страховщику (компании «Ингосстрах») за компенсацией в рамках фингарантий – или, как их называют, «фиг». Ведь согласно действующему ФЗ-132 страховым случаем признается «факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности».
Устранить этот пробел должны поправки в отраслевой закон, вступающие в силу с 3 сентября. В новой редакции ФЗ-132 появилась норма, согласно которой Ростуризм вправе принять решение об исключении туроператора из реестра, придя к выводу о невозможности исполнения им обязательств по договорам. Вмешательство госоргана позволит туристам обращаться в страховую вне зависимости от того, есть ли у них письменный отказ туроператора исполнить обязательства, или нет.
А пока до сентября еще полтора месяца, сейчас туристы вынуждены действовать по стандартной схеме – предъявлять «Натали Турс» претензию в письменном виде и ждать ответа, который поставщик должен дать в 10-дневный срок.

Если там окажутся деньги

С одной стороны, так как варианты компенсаций «Натали Турс» опубликовала вечером 4 июля, давать оценки тому, как выполняются обещания по возврату средств, рано – 10 дней еще не прошло. Представители турагентств, с которыми 10 и 11 июля пообщался корреспондент HotLine.travel, ждали ответа от туроператора или согласовывали суммы к возврату, так как в ряде случаев были не согласны с расчетом.
С другой стороны, судя по тому, как развиваются события, шансы получить что-то в досудебном порядке невысоки. 4 июля, например, Владимир Воробьёв рассказал, что на выплату направлено всего 800 тысяч рублей. И это единственная информация о ходе компенсаций, которой он поделился, – начиная с прошлой недели Владимир Воробьёв недоступен для комментариев. Компания прекратила продажи, сотрудники отправлены в отпуска. Источник средств для выплат непонятен, поэтому процесс может затянуться.
По словам юристов, если в 10-дневный срок требования потребителей не будут удовлетворены, клиентам «Натали Турс» придется обращаться в суд. Теоретически у них есть возможность добиться принятия обеспечительных мер в виде блокировки нужной суммы на банковском счете туроператора. Если, конечно, там окажутся деньги.

Злоупотребление правом

Тем временем юристы Клуба защиты прав туристов усмотрели возможность запустить механизм фингарантий «Натали Турс» в принудительном режиме, не дожидаясь расширения полномочий Ростуризма. В Таганский районный суд поступил иск «О защите прав неопределенного круга потребителей» (копия есть в распоряжении редакции), ответчиком выступает ООО «Панорама Тур», одно из юрлиц «Натали».
«Публичное заявление туроператора об аннуляции всех туров свидетельствует о невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта. При этом публичное заявление только лишь об аннуляции туров, при наличии всех признаков фактического прекращения туроператорской деятельности, свидетельствует о злоупотреблении правом», – сообщается в исковом заявлении. В заключении суд просят «признать факт прекращения туроператорской деятельности ответчиком по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации туристского продукта». И обязать туроператора немедленно опубликовать решение в СМИ.

Адвокат Федор Коробков из Клуба защиты прав туристов надеется, что с учетом большого резонанса иск рассмотрят в кратчайшие сроки и уже до сентября станет известно решение. «Иск зарегистрирован. По закону в суде общей юрисдикции дела рассматривают в течение двух месяцев», – рассказал Фёдор Коробков.

Наблюдатели, впрочем, сомневаются, что эта инициатива приведет к результату, который сможет повлиять на решение о выплатах в рамках фингарантий. «У нас нет насильственного прекращения туроператорской деятельности. Не уверен, что суд признает обязанность «Панорамы Тур» прекратить работу в качестве туроператора», — говорит Георгий Мохов, руководитель ЮА «Персона Грата».

hotline.travel

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments