В рамках обозначившегося сотрудничества РСТО с грузинскими коллегами состоялась в декабре 2015года ознакомительная поездка десяти белорусских туристических организаций в Тбилиси.
Результаты данного экскурса были обстоятельно, и как всегда изящно, изложены в трилогии Надежды Сусловой на портале ТиО, где было также обозначено и мнение директора РСТО, поэтому в контексте дел прошедших и с учетом многочисленных бесед с менеджерами турфирм хочется сказать о том, что на тот момент сразу не обозначилось и многое воспринималось только в аспекте восторженного восхищения. Анализируя планомерную и постоянную работу грузинской стороны по продвижению своей страны за границей, а затем и увиденное собственным взглядом в Тбилиси, хочется отметить, в первую очередь, истинное радушие и не показное гостеприимство страны, имеющей априори главные козыри в виде привычных для Грузии туристических аттракций: Черного моря в Аджарии и красивого ожерелья гор и горных массивов вдоль и поперек всей страны, что в сочетании с обозначенным настроем населения участвовать в развитии туризма, древним и самобытным искусством виноделия и традиций грузинской кухни и быта, таит для туристов, посещающих Грузию, кладезь новых открытий, впечатлений и восторженных эмоций.
С этой целью грузинским правительством выделяются значительные средства туристической администрации на продвижение своей страны и восстановление потерянных связей с народами СНГ, как некогда это было привычно и сохранено в воспоминаниях людей старшего поколения из бывшего СССР и стран экономического содружества в социалистическом лагере. Впрочем, эти деньги выделяются в Грузии на продвижение страны с учетом важности туристического сегмента и его роли в будущем развитии общества, в противовес Беларуси, где вклад туризма в экономике на сегодня отмечается и просчитывается на уровне нескольких процентов, а остальные деяния пока можно обозначить за прошедшие два десятка лет известным изречением: «много шума и ничего?!», поскольку туристическая деятельность на сегодня не имеет своего адекватного отражения в классификаторе видов экономической деятельности и чаще всего именуется лишь слоганом «сфера туризма», что в конечном итоге отражается на скромных успехах продвижения Беларуси на международном рынке туризма.
В ходе поездки можно больше было говорить о кулинарных изысках грузинской кухни и широком радушии хозяев(вот уж, воистину, где был воплощен слоган белорусского Нацагентства по туризму «гостеприимство без границ»), нежели о привычном знакомстве с достижениями отельно-ресторанного бизнеса и инфраструктуры туризма. А чего стоило, например, личное внимание мэра Тбилиси к паре десятков менеджеров из Беларуси и Украины и выступление-экспромт перед нами национального ансамбля Грузии «Ерезиони» с его 130-летней историей, что привело туристов в неописуемый восторг с последующим искренним и неформальным общением с артистами в здании бывшего Дома офицеров. Этому элементу гостеприимства и отношению градоначальников к рядовым туристам не грех поучиться у грузинской стороны, если мы хотим создавать в белорусском социуме обстановку, благоприятную для развития отечественного туризма
Тем не менее, цель поставленная грузинской стороной была успешно достигнута, гости с восторгом участвовали во всех мероприятиях и благодарно приняли все увиденное и подаренное, а в листе ожидания РСТО на будущие поездки в Грузию уже сейчас обозначены интересы ряда ведущих компаний нашей страны, которые не успели оказаться в когорте участников первой поездки и наметили для себя осуществить это в ближайшее время.
Следует предположить, что наметившееся сотрудничество с грузинской стороной и подписанный РСТО в Тбилиси Меморандум в сфере туризма явятся первой ступенью на пути дальнейших взаимных визитов и контактов между нашими странами, а при некоторых благоприятных моментах в решении проблемы удешевления перелета, столица Грузии вполне смогла бы найти своих почитателей даже в статусе»поездок выходного дня». На сегодня, увы, это пока остается призрачной мечтой белорусских туристов, ибо, к примеру, перелет по маршруту Киев-Тбилиси-Киев стоит 200долл., а для белорусов- это лишь только приближение к цене авиа-билета в одну сторону.
В контексте кратких зарисовок от экскурса в Тбилиси намечается в последнее время и сотрудничество с иным регионом. Речь идет теперь о взаимоотношениях с регионом другой страны, а именно с одесской областью в Украине.
Совсем недавно на РСТО вышли с предложением о сотрудничестве в сфере организации отдыха предпринимательские структуры и ассоциация турбизнеса Одессы. Следует отметить, что на фоне утрат белорусским потребителем аттракций бюджетного отдыха в Крыму обозначается растущий интерес Одессы-мамы к продвижению этого региона в среде белорусов. С учетом постепенной стабилизации общей ситуации в Украине и отсутствием у россиян возможности посещать данный регион, возможно постепенное возвращение белорусских туристов на одесское побережье и в его санаторно-курортные учреждения, ибо потребность оздоровления и отдыха у моря всегда были и будут востребованы у жителей нашей страны. Как отмечает статистика, в минувшем году среди общего потока отдыхающих в одесской области белорусы составили около одного процента, о чем в Одессе при сравнении белорусского турпотока совсем недавнего прошлого с его сегодняшним состоянием, имели бы сказать, что это, таки, «две большие разницы», поэтому вполне предсказуема встреча заинтересованных сторон и обсуждение планов ближайшего сотрудничества. А пока РСТО обозначил одесской стороне оказание, на первых порах, организационной поддержки и анонсирования в Беларуси рекламного тура в Одессу, намечаемого на март 2016 года.
Директор РСТО Валентин Цехмейстер