О том, что привлекает китайских туристов в Беларусь, почему цены в Минских отелях надо повышать и нужен ли рынку еще один рейс в китайскую столицу – мы беседуем с директором отеля «Пекин» господином Цуй Чанцзяном.
– Господин Чанцзян, как менялась загрузка отеля «Пекин» с момента открытия?
– Гостиница официально работает с 2014 года и является инвестиционным проектом КНР. Но я бы хотел подчеркнуть, что это не просто инвестпроект, это стратегический объект для развития наших двусторонних отношений. Ежегодно обороты и загрузка отеля растут. Тенденции очень хорошие. В прошлом году средняя загрузка отеля составляла 50%. И, глядя на цифры первого полугодия 2018-го, мы видим ощутимый рост – около 10%.
Это связано с тем, что у нас уже наработана репутация, есть поддержка со стороны белорусского государства. Отношения между нашими странами развиваются, мы становимся ближе друг к другу, и, соответственно, поток гостей растет.
Останавливаются в отеле туристы из приграничных стран, особенно, из России. В целом, в течение года мы принимаем около ста небольших групп из Китая. Среди них есть и правительственные делегации, и представители бизнеса. Туристов, приезжающих на экскурсии, немного. Если мы говорим только об экскурсантах, то они приезжают, в основном, из России. Из Китая к нам прибывают деловые гости.
– Отель Пекин – единственный china friendly отель в Минске? Есть ли, на ваш взгляд, в столице гостиницы, способные обслуживать китайских гостей на достойном уровне?
– Наша гостиница – это в первую очередь символ дружбы между Беларусью и Китаем. Многие китайцы выбирают гостиницу, конечно, не только поэтому. Но, естественно, нужно отметить факторы, привлекающие китайских гостей в наш отель. Во-первых, у нас есть персонал, который говорит по-китайски. Во-вторых, у нас представлена лучшая китайская кухня в городе. «Пекин», к примеру, может предложить не только европейские завтраки, но и китайские. В-третьих, архитектурно гостиница выстроена с учетом норм, стандартов и эстетики китайских построек. И даже розетки и другие технические моменты в номерах адаптированы под определенные требования.
В совокупности все эти факторы влияют на то, что нас выбирают именно китайские гости. Те гости, которые приезжают в Беларусь из Китая по государственной линии, безусловно, проживают у нас. Не все – но большинство.
В то же время необходимо отметить, что в белорусской столице достаточно комфортабельных гостиниц. Все зависит от того, что нужно туристу. Кому-то важна определенная локация, других гостей привлекают те или иные интерьеры – много факторов, на которые обращает внимание гость.
– Вы довольны месторасположением отеля?
– Если сравнивать с гостиницами в том же Пекине, то у нас прекрасное расположение! Пекин – очень большой город. Там, размещаясь в гостинице не в центре, до нужной точки будешь добираться очень долго. Здесь же все по-другому. Мы находимся в тихом центре города. И многие гости предпочитают именно такие районы – спокойные, уютные. Ведь в деловых центрах, как правило, много людей, шумно. Все отмечают, что у нас отличное положение с точки зрения атмосферы. Очень многие китайцы сейчас ведут здоровый образ жизни, любят заниматься различными «активити» на воздухе – не важно, зима или лето на дворе, они выходят с утра на прогулки и пробежки. У нас это сделать очень легко. С этой точки зрения у «Пекина» идеальные условия.
– Осенью должен вступить в силу безвизовый режим между нашими странами. На ваш взгляд, что это означает для белорусского въездного туризма?
– Люди, работающие в отельном бизнесе, понимают, что, чем больше стран имеют безвизовый режим с Беларусью – тем лучше! Это означает увеличение туристического трафика, а для гостиниц – больше возможностей заработать. Я лично очень рад принятому решению. Живу в Беларуси уже почти три года, и мне очень нравится страна, очень нравятся люди. Беларусь – очень дружелюбная. И отношения с Китаем очень дружественные. Поэтому, безусловно, я хотел бы, чтобы как можно больше китайцев приехали в Беларусь и испытали те же эмоции по отношению к стране. Чтобы они познакомились с белорусской культурой, увидели красоту местных пейзажей, восхитились местными достопримечательностями. Я уверен, что, когда данный документ вступит в силу, то здесь окажется гораздо большее число китайцев.
– Но можем ли мы рассчитывать на действительно существенное увеличение потока гостей из Китая?
– Для этого нужно время. Безвиз – это еще не все! Многое предстоит сделать. Например, нужно создать больше привлекательных точек для туристов. Конечно, есть достопримечательности и прекрасные природные ресурсы – леса, реки, озера. Но нашим туристам нужно что-то необычное.
– Что же необычного мы можем предложить китайским туристам – такого, чтобы с эффектом wow?
– Белорусский эффект wow для китайских туристов – это спокойствие и безопасность. К примеру, в Минске неважно, в какое время ты возвращаешься домой – ты всегда в безопасности. Нет абсолютно никакой преступности! Только в Беларуси можно чувствовать себя настолько спокойно! Это первое, что всегда отмечают туристы. И на меня в свое время этот момент тоже произвел огромное впечатление. Белорусы очень вежливы. Гуляешь ли ты по улице или находишься за рулем автомобиля – все очень вежливы и цивилизованны. И самое главное – людей не много! В китайских городах всегда чувствуется перенаселенность. Летом жарко, огромное количество автомобилей. Здесь, в Беларуси, абсолютно другая атмосфера. Поэтому сейчас мне, честно говоря, даже не очень хочется возвращаться домой.
Еще один привлекательный момент связан с тем, что китайцы очень любят шопинг. А необычных и привлекательных для наших туристов товаров в Беларуси очень много. К примеру, местный хрусталь, изделия из льна и шоколад.
– Беларусь – это дорогая или дешевая страна для обычного китайского туриста?
– Недорогая страна. Хрусталь, во всяком случае, очень дешевый!
– Могут ли привлечь китайских туристов так называемые «красные маршруты» — памятники Ленину, объекты, связанные с военной тематикой?
– Это как раз то, о чем Беларусь должна задуматься на государственном уровне, – как использовать соответствующее историческое наследие для привлечения туристов – в том числе, и китайских. На самом деле в Беларуси есть необычные ресурсы, которыми можно привлекать весомые туристические потоки. Но эти ресурсы требуют подготовки и обработки. Нужно вокруг всего этого развивать какие-то истории, строить маршруты, нужно, чтобы активнее работали пиарщики.
– Что в Китае знают про Беларусь?
– К сожалению, очень немногие знают, что есть такая страна! В китайском языке слово Беларусь состоит из нескольких иероглифов, и, если их дословно переводить, получается – «Белая Русь». То же самое, кстати, происходит с названием страны в немецком языке. И, конечно, это вносит путаницу в восприятие. Многие китайцы думают, что Беларусь – это просто одна из областей России. Чтобы как-то идентифицировать страну, посольство в Китае решило подкорректировать название так, чтобы это было больше похоже на слово «Беларусь». И только когда вокруг этого начались дискуссии, вот тогда многие и услышали, что есть такая отдельная страна. Объективно мы-то знаем, что между Беларусью и Россией большая разница. Даже я лично своим друзьям очень часто рассказываю, в чем эта разница.
– И в чем же она?
– В первую очередь – в людях. Белорусы более сдержанные по характеру, похожи на европейцев.
– Может ли Беларусь привлекать китайских туристов как отдельная дестинация? Или все-таки мы интересны только в рамках комбинированных туров – с Россией, например?
– В настоящий момент ехать из Китая только ради того, чтобы посмотреть Беларусь, конечно, не имеет смысла. Кстати, в прошлом году наблюдался большой бум китайских туристов в России. В этом году на руку въездному потоку сыграл Чемпионат мира по футболу, поэтому в Россию снова поехало очень много китайцев. Но туристы, в основном, посещают только два города – Москву и Санкт-Петербург. Очень много путешественников из Китая посещают Чехию и Венгрию. Неблизкий маршрут, но мы с детства знаем, что есть такие страны, знаем, что есть Прага и Будапешт. Поэтому сейчас китайцы устремились в Европу, чтобы своими глазами увидеть эти города.
На сегодняшний день китайцам может быть интересен маршрут: Россия плюс Беларусь. И как дополнительный вариант: Беларусь плюс другие страны – например, Украина или государства Прибалтики. И вот только после того, когда, благодаря совместным маршрутам, Беларусь будет на слуху, можно будет привлекать гостей из Китая какими-то отдельными программами – той же Брестской крепостью или Беловежской пущей. Но нужно понимать, что Китай очень большой. И не все китайцы могут себе позволить выезжать за границу. Начинать продвигать Беларусь нужно с крупных городов – таких, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу. У людей, живущих в этих городах, достаточно высокий уровень доходов, они готовы путешествовать.
– Те китайцы, которые могут себе позволить путешествовать, живут, как правило, в пятизвездочных отелях?
– Нет, есть разный уровень китайских гостей и разные потребности. Есть класс туристов, готовых размещаться в трех- и четырехзведочных гостиницах. В том же Петербурге – огромные потоки путешественников, в том числе, и китайских. И они проживают в гостиницах разных категорий.
– Как вы оцениваете уровень MICE- туризма в Беларуси?
– Его еще надо развивать! Гостиниц, соответствующих требованиям MICE, не так и много. Но нужно понимать, что MICE – это не только гостиница. В идеале для MICE-туризма должны быть крупные площадки – это основа для развития делового туризма. Очень важно, чтобы Беларусь на фоне других стран выглядела конкурентоспособно, чтобы представители других стран хотели приезжать сюда на конференции, симпозиумы, семинары. Козырь Беларуси – это географическое положение. Такой форпост между Азией и Европой! В первую очередь надо делать акцент именно это конкурентное преимущество. Поэтому – больше пиара страны и больше работы с зарубежными партнерами!
– Удобное ли авиасообщение связывает Беларусь с Китаем? Что, если бы «Белавиа» наряду с Air China открыла собственный рейс в Пекин?
– Думаю, в этом в настоящее время нет необходимости. На сегодняшний день Пекин и Минск связывают четыре рейса в неделю – самолет летает в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Будем откровенны: в основном, эти рейсы заполняются потому, что они летают в Будапешт. К моменту вступления в силу соглашения об отмене виз, надеемся, появится больше туристических маршрутов, усилятся взаимные туристические потоки. И тогда можно будет говорить о наращивании объемов авиаперевозки.
– Можно ли назвать отель «Пекин» – одним из самых дорогих отелей в Минске?
– Не самым дорогим точно, но одним из самых лучших!
– Приходится ли сейчас снижать цены?
– Наоборот – мы постоянно повышаем цены! И я считаю, это то, что должны делать и остальные гостиницы. Номера в аналогичных пятизвездочных гостиницах в европейских столицах стоят от 200 долларов и выше. А в наших минских отелях цены гораздо ниже. На самом деле, в дешевизне нет ничего хорошего! Конкуренция между гостиницами должна строиться не на факторе снижения цены. Наша задача – повышать сервис и улучшать уровень обслуживания. А с помощью демпинга качества не добьешься. У нас в Китае тоже был период демпинга. В итоге, это негативно сказалось на работе отельного бизнеса и ни к чему хорошему не привело. Чтобы сделать рынок зрелым, нужно удерживать персонал, а это затраты. Но иначе сервис не обеспечишь.
– Как проходит ваше сотрудничество с белорусскими туркомпаниями?
– Мы работаем с различными белорусскими туристическими агентствами, в том числе с одним из самых крупных игроков этого рынка, компанией «Вокруг света». В то же время активно сотрудничают с нами и небольшие, новые турагентства. Наша главная политика: агентства – это наши друзья и партнеры. Мы изначально видим свою задачу в том, чтобы не воевать за клиента с турфирмами, а искать выгодную для всех модель сотрудничества. Гости, которые бронируют отель с помощью туристического агентства, заказывают, как правило, не только размещение, но и целый комплекс услуг – экскурсии, транспорт, конференц-залы и так далее.
– Идут ли бронировки с таких платформ, как booking?
– Очень много. На сегодняшний день booking – это самое крупное ОТА, которое дает нам загрузку. И надо отметить, что наши оценки на booking и других платформах растут год от года. С отметки 5,9 в 2014 году мы выросли до 8,9!
– То есть вы довольны работой персонала и уровнем сервиса в гостинице?
– Большая часть сотрудников «Пекина» – это белорусы. На сегодняшний день китайский персонал отеля – это несколько менеджеров, команда поваров и я. Все остальные – местные. Еще находясь в Китае, я долго трудился в сетевых отелях, так что работать с иностранным персоналом для меня привычно. Нужно отметить, что белорусы очень ответственны и активны. И совместными усилиями мы воспитываем большое количество квалифицированных кадров для гостиничной сферы Беларуси. Уже сейчас мы являемся своеобразной «кузницей кадров» для отельной сферы в стране. Наши бывшие сотрудники, к примеру, работают в таких отелях, как «Марриотт» и «Хилтон». С одной стороны, нам это вроде бы усложнило задачу, с другой – мы рады, что можем помочь туристической индустрии Беларуси.
– Как вы лично предпочитаете отдыхать в Беларуси?
– Я объехал практически всю страну, не был только в Гомельской области. В Беларуси потрясающая природа. Меня всегда восхищают спокойные, но очень красочные местные пейзажи. Порой мне нравится просто погулять по городу – насладиться спокойной, изысканной атмосферой Минска. Что касается ресторанов, то, как я уже сказал, в нашем отеле лучшая китайская кухня в городе, при этом цены, заметьте, не самые высокие. Но я люблю и блюда белорусской кухни – с удовольствием ем борщ, драники. И китайским туристам все это также нравится. Нужно только, чтобы как можно больше граждан Китая узнало о туристических возможностях такой прекрасной страны, как Беларусь.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Лилия Кобзик