Наша белорусская туристическая хата вроде бы с краю, но этим летом нас основательно трясет вместе с российскими и украинскими операторами и перевозчиками. В России уже заговорили о «системном кризисе», который навис над туризмом нашей восточной соседки. У нас кризис свой, местечковый, «несистемный», но нам от этого не легче.
По крайней мере, три крупных российских оператора испытывают огромные проблемы. «Аврора- БГ» и крупный экскурсионный оператор DSBW-Tours – уже банкроты, «Натали Турс» пытается выплыть.
И если первые два не имеют операторских позиций на нашем рынке, то вместе с бедами «Натали Турс» мы получили такие проблемы, которые так навскидку исчисляются сотнями тысяч евро, километрами потраченных нервов агентов и туристов и крайне чувствительным ударом по имиджу туротрасли, которая и так испытывает моральные тяготы в связи с глобальным наступлением ОТА-агентств на «классических» операторов.
Еще один «очаг» нестабильности – вылеты из Киева, которые из-за своей дешевизны стали неимоверно популярны в последние два года, а этим летом преподносят сюрприз за сюрпризом. Наши туристы часами и сутками кукуют в ожидании рейсов таких печально известных перевозчиков, как «Браво Эйрвейз», «Анда Эйр» и «Ян Эйр», в аэропортах Киева, Тираны, Хургады. Украинцы уже и сами бьют тревогу по поводу того, что происходит на их туррынке, так что, перемены к лучшему должны быть, но события этого сезона, конечно, оставят неприятный осадок.
Причина повальной переориентации белорусов на вылеты из Киева, понятное дело, в более дешевых пакетах. Но прежде чем ругать наших операторов вместе с «Белавиа» за высокие цены на туры, советуем присмотреться к стоимости путевок этим летом, и вы обнаружите, что разница на туры с вылетом из того же Борисполя и Национального аэропорта «Минск» не так уж велика. Во всяком случае – не на всех позициях. Экономия в 100 евро заставила с десяток наших белорусов лететь в Албанию из Украины и на днях сидеть там часами с маленькими детьми в аэропорту Тираны, хотя и пакеты из Минска на направление вовсе не так дороги. Понятно, что экономим не от хорошей жизни. Но услуги «Белавиа» выше в цене не просто так – за дорогим билетом стоит пунктуальность, надежность и качество.
Третья опасность, которая неожиданно подкралась к тихому белорусскому оперейтингу, связана с функционированием наших автобусных европейских программ, которые всегда были «фишками» местного турбизнеса. Уж на них-то никто не должен был покуситься.
Но нет! Как говорится, железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Прибалтийские дискаунтеры со своими аховыми ценами на «еврокомбинашки» так прижали наших автобусников, что в этой части турбизнеса тоже караул. За низкими ценами тонут разговоры о качестве дешевых автобусных туров. Но пока массовых скандалов на этом рынке нет, раздаются лишь отдельные стоны представителей наших маститых компаний на предмет общего падения рынка автобусных перевозок из Беларуси в Европу.
В связи со всем происходящим, конечно, возникают естественные вопросы: а что это, собственно говоря, за хаос такой происходит в туризме нашей «стабильной и тихой» Беларуси? Как он возник? И что с этим делать?
Конечно, навскидку видны две проблемы: зависимость от иностранного турбизнеса и неотрегулированность деятельности отрасли на законодательном уровне.
Ясно, что «закрыться» от проникновения зарубежных операторов невозможно, все-таки открытый рынок – это само по себе благо, он приносит выбор и конкуренцию. Мощные зарубежные игроки дают нам дополнительные возможности для того, чтобы выбирать нужный отель, сервис и цену. С другой стороны, и, собственно, отечественные операторы тоже идут в рост, наращивают возможности и сервис и имеют в Беларуси свою посильную долю рынка.
«Интерсити», «Ростинг», «АэроБелСервис», «Аэротрэвел», а также «Вояжтур», «Тайм Вояж» и другие вкупе, безусловно, занимают меньшую долю рынка, чем «Тез Тур», «Корал Трэвел», «Джойн Ап, «Музенидис Трэвел», «Анекс Тур», «Натали Турс» и другие вместе взятые, но скидывать местных операторов со счетов тоже нельзя. Причем практически все иностранные компании имеют у нас в Беларуси собственные юрлица, глубоко вросли в нашу реальность и в некотором смысле тоже являются частью нашего отечественного турбизнеса, что, впрочем, не спасает от проблем в случае форс-мажора – как мы это видим на примере «Натали Турс».
Вероятнее всего, все-таки нужны какие-то перемены на уровне белорусского законодательства, которые перед лицом той же зависимости от иностранного турбизнеса четче бы регулировали отношения туроператор-турагент.
В настоящий момент, по договору, за все перед клиентом отвечает турагент. Белорусские законодатели посчитали, что этого достаточно, чтобы оградить клиентов от рисков. О турагентах, конечно, никто не позаботился, но дело даже не в этом. Дело в том, что в случае операторских аннулирований, связанных с большими объемами, агенты просто финансово не могут закрыть все бреши собственными средствами. И что дальше? Как отечественное законодательство помогает белорусским фирмам и их клиентам в этом случае? Никак!
В настоящее время агенты пытаются своими силами урегулировать возникшие проблемы с клиентами по поводу аннуляций туров «Натали Турс». Другими словами, чтобы избежать судебных исков от туристов, придется за свой счет по-новому покупать уже забронированные туры. В свою очередь «Натали Турс» сейчас будет завалена исками от белорусских агентов на предмет компенсации и возращения средств. Будем надеяться все-таки, что компенсации последуют. Но как будет происходить это возвращение? В какие сроки? Что говорит на этот счет белорусское законодательство? Ничего!
Все было бы проще, если бы страховые компании могли гарантировать все риски в такой уязвимой отрасли, как туризм, в том числе связанные и с туроперейтингом. К сожалению, страховые не берут на себя такую ответственность. Российская практика фингарантий тоже не выглядит идеальным вариантом, но все равно будет любопытно посмотреть, помогут ли решить все проблемы «Натали Турс» финансовые гарантии оператора и механизм «Турпомощи» — если до этого, конечно, не дай Бог, дойдет!
Ну, а нам нужно консолидировано, интеллектуальными силами всех игроков рынка, а также заинтересованных государственных структур решить – в каких именно цивилизованных рамках должен находиться в Беларуси такой рискованный вид деятельности, как туризм.