В Беларуси около 1000 туристов и 100 турфирм пострадали от действий компании «Натали Турс». Один из белорусских агентов, который продавал туры оператора много лет, рассказал, что сейчас происходит в деле «белорусские турагенты против «Натали Турс»».
– Скажите, пожалуйста, были ли какие-то сигналы в последние месяцы, которые бы указывали на то, что дела у оператора идут неважно и продавать его туры, следовательно, рискованно?
– Нет, все было хорошо. По бронировкам все было нормально. Конечно, какие-то мелкие проблемы имелись – овербукинг, незаселение – то, что случается у любого оператора. Но все решалось в рабочем порядке. Невылетов, во всяком случае, никогда не было.
– Агенты рассказывают, что накануне аннуляций наше белорусское представительство «Натали Турс» разослало письма о дополнительных немалых скидках. Это не насторожило?
– Да, за неделю до печальных событий произошло увеличение комиссии на 3% — это, по сути, 30% прибыли агентства, если учитывать, что наша комиссия составляет 10%. Но это не вызвало подозрений. Многие операторы идут на дополнительные бонусы, чтобы стимулировать продажи. Мы не видели никаких тревожных сигналов. И конечно, это был шок – когда нам надо было позвонить туристам в субботу, за день до вылета, и сказать: «вы никуда не летите!». Рассылку нам отправили ближе к 9-ти вечера и сразу же позвонили. Было сказано, что аннуляции распространяются только на вылеты «Вуэлингом». Мол, туры на Мальдивы сохраняются, регулярные вылеты не аннулируются. Потом выяснилось, что это не так.
– Как вы поступили с туристами?
– Мы срочно перебронировали своих туристов на другие направления. Сделали клиентам возврат своей комиссии, которую мы заработали с продажи туров. Но остальные суммы по турам туристы оплачивали сами.
– И как люди восприняли всю эту ситуацию?
– Мы показывали туристам платежки, в которых видно, что мы перечислили «Натали Турс» эти деньги, у нас их нет. Многие отнеслись с пониманием, хотя первая реакция, конечно, это всплеск эмоций. Но постоянные клиенты поняли, что это не наша вина, что мы такая же пострадавшая сторона, как и они. Нам просто повезло с клиентами. С некоторыми туристами, которые у нас часто летают, мы договорились, что они у нас будут ездить в туры по себестоимости и таким образом за несколько лет вернут свои деньги. Это разумный вариант.
– Но кто-то пошел в суд?
— Да, есть два исковых заявления против нашей фирмы. Два клиента подали в суд непосредственно на «Натали». Посмотрим, как будут развиваться события. Согласно законам, наш юрист вывел исковое заявление, где поставщиком услуги является «Натали Турс». И этот иск от нашей фирмы мы подали в РОВД. Мы приложили платежки, по которым видно, что деньги были перечислены в «Натали Турс».
– Агентства намерены выступить и с коллективным иском к «Натали»?
– Да, около 30 пострадавших агентств подписали коллективный иск и подали в РОВД. Нам уже выделили следователя для разбирательства. Потому что мы хотели бы понять, как такое могло произойти. Мы перечислили деньги местному офису «Натали Турс», который перечислил деньги в Москву. Вопрос: где деньги?
– Какие-то суммы «Натали Турс» все же вернула?
– Только тем агентствам, которые платили вечером в пятницу, в последний день работы «Натали Турс», накануне аннуляций. Эти деньги еще оставались на счету в Беларуси, их не успели перевести в Москву.
– Как вы видите развитие ситуации?
– В данный момент в РОВД собираются сведения, которые, мы надеемся, приведут к разбирательствам в Следственном комитете. В нашей стране такого еще не было. Это прецедент. Наше белорусское представительство находится в стадии ликвидации, но еще не ликвидировано. Консалтинговое агентство «Клевер» (организация, которая сейчас занимается ликвидацией оператора) сообщает, что какие-то деньги на счетах «Натали» есть. Нельзя допустить, чтобы такое происходило безнаказанно! Из страны вывели полмиллиона евро. И никто ни за что не ответит?!