28 августа состоялось заседание Республиканского союза туристических организаций и Ассоциации страховщиков Беларуси. На встрече присутствовали страховые компании «Белгосстрах», «Белросстрах», «Белкоопстрах», «ТАСК», «Кентавр», «Имклива Иншуранс», «Промтрансинвест», «Белнефтестрах», «Купава», «Белэксимгарант».
Белорусский турбизнес представляли такие туроператоры, как «АлатанТур», «Топ-Тур», «Аэротрэвел», «Интерсити»,«Экотур-6», «Вояжтур», «Таймвояж», «Магавиа-Сервис», турагентства «А», «Неотур», «Олтурс» и другие.
На круглом столе обсуждали возможные пути страхования туристической деятельности в Беларуси. Коснулись как вопросов страхования туроператорской ответственности, так и возможного введения такого вида страхования, как «страхование рисков туриста». Обсуждение показало, что страховые компании, мягко говоря, с опаской относятся ко всем вариантам страхования рисков, связанных с этим видом оказания услуг и не готовы без дорогостоящей аналитики приступать к серьезной проработке этого вопроса.
Что касается страхования рисков туроператоров, то, выслушав историю банкротств, которые происходили на белорусском рынке и были связаны практически в 100% случаев с неисполнением обязательств иностранными туроператорами, страховщики только развели руками: «Так кого мы будем страховать – российские компании, которые у себя плохо сработали и не справились с бизнесом – получается, мы должны их риски здесь в Беларуси застраховать? Проблемы чужого рынка мы хотим переложить на плечи наших граждан?!». В России, кстати, солидные страховые компании «первого эшелона» и не берутся за страхование рисков туроператоров – так называемые «фингарантии»: этот бизнес выглядит слишком опасным и непредсказуемым.
Неясным кажется нашим страховщикам и вариант страхования каждой путевки, при котором выезжающий должен в обязательном порядке застраховать свой тур от возможного банкротства туроператора. Параллель с «ОСАГО», обязательным страхованием ответственности автовладельца, выглядит тут не слишком корректной, поскольку касается причинения вреда гражданином третьим лицам, а в данном случае речь идет фактически о страховании самим клиентом финансового риска турбизнесмена. Причем введение подобного рода обязательного страхования в туризме потребовало бы внесения изменений в Гражданский кодекс. Впрочем, страховщикам интересно было бы посмотреть на аналитику – сколько денег могло бы аккумулировать страхование подобного рода риска. Для этого, конечно, нужна подробная статистика – сколько точно белорусских граждан пострадали от банкротств туроператоров за последние годы и каков размер финансового ущерба.
В целом, картина с неисполнением фирмами обязательств перед белорусскими туристами выглядит в последние годы следующим образом. Банкротились либо российские операторы, которые имели или не имели здесь представительств, но работающий с ними белорусский рынок терпел убытки («Капитал Тур», «Южный крест», «Натали Турс», «Интрэвел Столешники»). Тут хотелось бы написать, что ни один белорусский оператор никогда не банкротился. Но это будет не совсем верно. Этим летом неожиданно закрылся сугубо отечественный туроператор «Скай Флай Трэвел», помпезно вошедший на рынок прошлой осенью, а этим летом уже вынужденный аннулировать туры в Египет и до сих пор до конца не рассчитавшийся с турагентами.
Вторая часть неприятностей, которые приносит туррынок белорусским туристам, связана с деятельностью собственно белорусских агентств, которые ведут бизнес мошенническим образом. Они либо намеренно собирают деньги и, к примеру, удирают с ними или, скажем, проигрывают в казино. Либо в погоне за клиентами раздают непомерные скидки и затем, вследствие недостачи денег, не могут рассчитаться с операторами. Впрочем, банкротства в туризме происходят на самом деле нечасто и «волнами», но, конечно, запоминаются надолго, поскольку имеют большой общественный резонанс.
По мнению представителей страховых компаний, ситуация на туристическом рынке является как бы простой: чтобы застраховать себя от невыезда по причине банкротства туроператора, клиент должен выбирать надежного агента. В свою очередь агент должен отдавать себе отчет, с каким оператором он работает. Но если бы все было так просто! Последний случай с «Натали Турс» показал, что и вполне надежный партнер может подвести под монастырь. Причем каждый раз, когда случается катастрофа, ни туристам, ни турфирмам не помогают ни российские фингарантии, ни белорусское законодательство, которое возложило всю ответственность за тур, сформированный иностранной компанией на плечи белорусского предприятия.
Что касается фингарантий, то это механизм, который, по сути, служит барьером для операторского входа на рынок, а вовсе не реальной гарантией финансовой защищенности туриста. Когда наступает форс-мажор, выплаты, как показывает практика, покрывают в лучшем случае 10% от реально понесенных туристом убытков («Южный крест»), а в худшем – этот механизм вообще невозможно запустить, если не захочет сам оператор («Натали Турс») или страховая начнет выкручиваться – как это прямо сейчас делает российская страховая компании «Орбита», в которой были застрахованы риски также обанкротившегося этим летом туроператора «DSBW».
Надо понимать, что не существует, в принципе, в туризме такого механизма, который стопроцентно гарантировал бы защищенность туриста или турфирмы от рисков, которые существуют в этом бизнесе. Вроде бы, кажется, что страховые могли бы обеспечить подобный механизм, но, как говорили представители страховых компаний на круглом столе: «Нам нужно четко понимать, какие проблемы сегодня турбизнес хочет закрыть через страхование. Чтобы мы могли этот вопрос обдумать, нам надо понимать, от чего хочет защищаться туристический рынок – от рисков российских операторов, от собственных рисков, в таком случае – от каких именно? И для того, чтобы вводить какие-то страховые полисы, нам, страховщикам, обязательно нужно четко оценить объем этого риска».
В целом, понятно, что сейчас белорусский турбизнес переживает непростые времена. Волна российских банкротств и безумная погоня за клиентами (количество которых в Беларуси за последние годы, чего скрывать, существенно уменьшилось), заставляющая вести бизнес на грани фола, подняли на поверхность целую волну проблем. Решать их надо, конечно, не с конца (с фингарантий, страхования и тому подобного), а с начала. С осмысления того, что собой на самом деле представляет белорусский туристический рынок. А он зависим от иностранного (российского) рынка. Законодательно не прописано разделение ответственности туроператора и турагента. Более того, в наших условиях по факту нет ни «чистых» туроператоров, ни «чистых» агентов. Есть целый ряд проблем, которые, вследствие явного отставания законов от жизни, испытывают белорусские инкаминговые компании. И так далее. Для того чтобы законодатели могли грамотно подойти ко всем этим вопросам, когда дойдет дело до внесения поправок в Закон «О туризме», их нужно хорошо проработать в самой отрасли, в межведомственной комиссии, в Совете при МСиТ – на всевозможных уровнях и с участием профессионалов отрасли. Чтобы потом нам опять не пришлось говорить, о том, что законодательство расходится с практикой.