Сможет ли белорусский туризм реформироваться по-своему или пойдет по российскому варианту? Это главный вопрос, который волнует отрасль. 18 октября РСТО провел совещание, на котором еще раз подчеркнул свою позицию по кардинальному пункту возможных реформ – введение страхования риска туриста.
В общем, если это удастся провести в жизнь, то, как говорится, и волки будут сыты и овцы целы. Другими словами, данные законодательные нововведения не разрушат туристический рынок, как это вполне могут сделать на скорую руку введенные, вытянутые из российского опыта финансовые гарантии операторов. В то же время застрахованный туристический пакет даст возможность и бизнесу, и туристам чувствовать себя спокойно. И, конечно, пришла пора более четко прописать в законе о туризме, кто является туроператором, а кто турагентом, чтобы каждый игрок нес положенную долю ответственности за свою работу: туроператор – за продукт, турагент – за продажу. При этом важно не разрушить наш своеобразный рынок, где большинство компаний являются как агентами, так и операторами.
Мы уже писали о том, что после беды, в которую попали белорусские турагенты, местный агентский рынок очень активизировался. Ничего подобного не наблюдалось вообще никогда – с момента зарождение самого турбизнеса в Беларуси. Так, на следующей неделе, 25 октября большое представительство турагентов идет в Министерство спорта и туризма, чтобы обсуждать свои проблемы в Департаменте. Это достаточно хороший знак для отрасли. Он говорит не только о возросших амбициях турагентского класса, но и о том, что чиновники готовы работать вместе над решением проблем.
По нашей информации Министерство спорта и туризма уже разослало страховым компаниям Беларуси письмо с предложением дать свои оценки и рекомендации такому возможному виду страхования, как «страхование турпакета» или «страхование риска туриста». Этот вид страховки мог бы вступать в действие в случае невозможности исполнения туроператором своих обязательств. Подобный вид страхования – абсолютно новый, сейчас о нем много говорят не только в Беларуси, но и в России. Нововведение, конечно, требует большой проработки. В первую очередь, страховые компании должны оценить свои риски. Для этого, конечно, им нужна хорошая аналитика того рынка, который в настоящее время есть в Беларуси. Крупные операторы, в том числе – белорусские представительства зарубежных компаний, должны будут показать свои объемы работы на нашем рынке. Кроме того, нужно проанализировать все случаи банкротств, коснувшихся белорусских туристов. Это необходимо для того, чтобы определить сумму, которую турист будет в обязательном порядке платить за страхование своего турпакета.
Летом мы узнали, что от действий «Натали Турс» пострадали приблизительно 800-1000 белорусских туристов. Как сообщают наши агенты, подавшие документы на компенсации, российский «Ингосстрах» обещает выплатить 4-5% от потерянных сумм. Слабое утешение! Застрахованный каждый пакет, конечно, дал бы большую уверенность в защищенности потраченных на путевку денег. Но тут, очевидно, надо будет четко прописать, какие именно компенсации и в каких случаях положены туристу.
Говорилось на совещании и о том, что ввиду неожиданной «дикости», который на 27-м году существования свободного рынка в стране вдруг проявил наш туризм, хорошо бы все-таки вернуться к обязательной сертификации. Агентский непрофессионализм приносит клиентам не меньше проблем, чем операторский. Время от времени появляются компании, которые собирают деньги с клиентов и, по уже печальной традиции, проигрывают их в казино. Ну, и характер продаж, порой балансирующий на грани мошенничества, вызывает возмущение в самой профессиональной среде – обещание несуществующих скидок, позорная реклама, унижающая коллег, и так далее. Возможно, обязательная строгая сертификация, правила которой определили бы профессионалы отрасли, сняла бы напряжение в этом вопросе.
Очевидно, нужно менять и статус Реестра, который сейчас выглядит, мягко говоря, неубедительно. Все-таки это госрегистрация, а не клуб знакомств. Если бы в Реестр фирма зачислялась после сертификации, документ был бы оправданным. На сегодняшний день фирмы могут подавать свои данные в Реестр, а могут не подавать. Смысл этого документа неясен.
Тут, конечно, возникает важный момент. Как бы снова не зарегулировать отрасль. Мы это уже проходили и от этого вроде бы отказались. Ваучеры, лицензии, бюрократический документооборот сдерживали бизнес. Теперь он находится в свободном полете, и тоже, как видим, возникли проблемы. Не будем сбрасывать со счетов и тот факт, что где-то близко с парламентом уже находится проект документа о СРО (саморегулируемых организациях), которые дадут много власти над отраслями профессиональным сообществам. Это уже абсолютно новый подход к рынку. Зайти в бизнес можно будет, только войдя в одну из таких СРО. И уже СРО будет нести ответственность за своего участника – в том числе, и финансовую. Схема требует общественной зрелости и активности, но уж точно гарантирует сохранность рынка от фирм-мошенников.
Очевидно, решение лежит в плоскости профессиональной проработки всех вопросов. Очевидно, нужно собирать тот Совет, который есть при Министерстве, столько раз, сколько это потребуется, и не жалеть времени, чтобы сообща вырабатывать решения. Невозможно просто читать сообщения в СМИ о том, что по отдельности предлагают РСТИ, РСТО и в то же время не слышать позицию курирующих отрасль органов. Ясно, что сейчас, по большому счету, никто не может выдать готовый рецепт абсолютно правильных законодательных перемен в туризме. Обсуждение продолжается…
Ну что могу сказать. Вижу все прекрасные лица, очевидно настроенные на привнесение позитива в туротрасль в обозримом будущем.