Об итогах летнего сезона, о планах на будущий год и о том, как турецкое направление повлияло на греческие продажи, – мы беседуем с генеральным директором компании «Mouzenidis Travel», Греция – Георгием Масманидисом.
– Георгий, как можно охарактеризовать итоги прошедшего летнего сезона?
– Сезон был достаточно тяжелый – и не только на белорусском рынке! Из Беларуси мы приняли около 17 тысяч туристов по всей Греции. Более 5 тысяч человек обслужили на направлении Халкидики, 1500 – в регионе Пиерия. То есть на курортах Северной Греции с нами отдохнули порядка 7 тысяч белорусов – примерно 40% белорусов купили наши туры с размещением на севере Греции, включая Тасос, Кавалу и Халкидики. На Закинфе мы приняли 2300 человек и 2700 – на Пелопоннесе. Важно, что белорусы бронировали не только те направления, куда летают наши чартеры, но и отдых по всей Греции, – в том числе, на Миконосе, Санторини, Корфу, Крите, Кефалонии. Приятная новость также заключается в том, что, не имея полетной программы из Минска, большой скачок в продажах сделали Афины и афинское побережье. Количество белорусских туристов, принятых в этом регионе компанией «Mouzenidis Travel», достигло 500 человек. Все это говорит о том, что белорусы любят экспериментировать, они постоянно меняют локацию. Самое главное – они любят Грецию и любят по ней путешествовать. Поэтому, планируя новые направления – тот же Закинф или Пелопоннес – мы всегда в первую очередь ставили экспериментальные цепочки из Минска.
– Давайте сравним итоговые цифры прошлого года и этого.
– Объемы приблизительно те же – около 17 тысяч обслуженных туристов из Беларуси. Конечно, были годы, когда цифра была в два раза больше. Самым пиковым можно назвать сезон, когда мы рискнули поставить чартер на Афины – 2014 год. В этот год, на самом пике, мы достигли объема примерно 30 тысяч белорусских туристов.
– В этом сезоне по ходу приходилось корректировать программы?
– Да, приходилось. И тут надо сказать спасибо авиакомпании «Белавиа», которая всегда шла навстречу. Когда нужно было менять борта на более маленькие или большие – все делалось очень четко и оперативно. Но и мы не делали это в последний момент. Видя, что где-то страдает цепочка, заранее просили об изменениях. Мы регулировали количество мест, чтобы, во-первых, борта не летали пустыми, во-вторых, чтобы на рынке массово не появлялись супердешевые пакеты и билеты – такая ситуация могла бы полностью дестабилизировать и так сложный в этом сезоне рынок.
– Может быть, на сложность в продажах повлиял и тот факт, что Греция ощутимо подорожала?
– Конечно, удорожание пакетов было. Первоначально количество чартеров, которое было заявлено в Грецию из Западной Европы, значительно превышало количество номерного фонда в отелях. Из-за этого накануне сезона греческие отельеры значительно подняли цены на номера. Но достаточно быстро стало ясно, что не будет столько цепочек и, значит, повышение не оправдано. Конечно, нельзя сказать, что все отели значительно подняли ценник, но многие действительно подорожали, в том числе и самые популярные. В этом году мы провели огромную работу с тем, чтобы откорректировать цены в отелях. Отельеры поняли, что повышение цен имеет потолок и превышать его опасно. Многие гостиницы пошли нам на уступки, и это видно по ценовой политике раннего бронирования, которое наша компания уже объявила. Скидки по раннему бронированию в данный момент достигают 40%! Клиент может получить очень хорошую цену. Акцию раннего бронирования мы запустили в этом году в июле, такого никогда не было! В данный момент 85% нашей отельной базы уже присутствует в системе. Буквально две недели назад доступными для бронирования стали популярные у белорусов гостиницы цепочки «Grecotel». Полноценное раннее бронирование действует около месяца, и мы видим спрос и рост по сравнению с минувшим годом. Тенденции обнадеживающие. Есть отели, которые популярны на белорусском рынке, они бронируются в первую очередь, на них мы и делаем ставку.
– Как повлияли банкротства на российском рынке на греческое направление?
– Не очень сильно. На греческой стороне изменений никто не почувствовал. Все игроки, которые банкротились, не имели обширной чартерной программы в Грецию, их главные направления были другими. Для России, конечно, это было потрясение – и для клиентов, и для агентств. Но «Mouzenidis Travel» — греческая компания, наш центральный офис находится в Салониках, у нас свой автопарк, собственный авиапарк, своя отельная база. Поэтому на нас все эти банкротства не отразились – наоборот, доверие со стороны агентов к нашей компании намного выросло!
– Экс-глава «Натали Турс» Владимир Воробьев объяснял причины банкротства рухнувшей покупательской способностью российского рынка, санкциями, футболом. В целом, прошедшим летом много говорилось о том, что российский туристический рынок испытывает серьезные проблемы с покупательской способностью. «Mouzenidis Travel» чувствует эти проблемы?
– Наверное, никто не может отрицать, что мундиаль действительно повлиял на продажи этого лета. Но давайте будем откровенны: чемпионат был всего месяц. Тут надо говорить о других тенденциях, которые тоже характеризуют российские продажи и которые достаточно сильно повлияли на наше греческое направление. В этом году в Турции отдохнули 7 млн. россиян. Огромная цифра! Глядя на нее, трудно говорить о кризисе в продажах на российском рынке и о проблемах с покупательской способностью. Хотим мы или не хотим это признавать, но моду на туристические поездки в прошедшем сезоне диктовала Турция – направление, которое вернулось на российский рынок после длительного перерыва и по которому соскучились клиенты. Отельная база Турции позволяет принимать огромные потоки туристов, страна безвизовая (а это огромный плюс для туризма!). Если смотреть на прошедший сезон, то не из всех крупных городов России была полетная программа в Грецию, но практически из всех городов чартеры летали в Турцию. Естественно, произошел определенный отток туристов на Турцию с других направлений, в том числе – и с Греции.
– Банкротятся ли в Греции туроператоры?
– В Греции нет туроператоров. Есть DMC-компании, которые работают на прием. Единственным туроператором в Греции является «Mouzenidis Travel». Операторская деятельность – это когда ты полностью формируешь пакет, берешь на себя обязательства в отелях и на рейсах. Кроме нас, этого в Греции не делает никто! DMC-операторы есть во всех регионах Греции, и их немало! Бывает, что они банкротятся. Кто-то растет и развивается, кто-то уходит с рынка – это же бизнес! Есть компании, которые до сих пор судятся с отельерами – такое явление тоже присутствует на рынке, но таких компаний очень мало. В целом, рынок в Греции спокойный.
– Туроператор «Mouzenidis Travel» застрахован?
– Да, мы застрахованы, у нас огромное количество имущества в Греции – и недвижимость, и самолеты, и автопарк, и банковская гарантия. Кроме того, хотя мы и не любим кичиться этим фактом, но скажу, что у компании «Mouzenidis Travel» нет ни одного кредита. Мы не кредитуемся и не живем в долг. Все, что у нас есть, — это наша собственность.
– Сейчас мы видим массированный выход «Mouzenidis Travel» на закавказские направления. С чем это связано?
– Все происходит в русле той же диверсификации, о которой мы говорили в предыдущих интервью. В 2015 году мы открыли офис в Тбилиси. Мы его открыли для того, чтобы отправлять туристов из Грузии в Грецию. У нас сразу появилась цепочка на Салоники, а на второй год добавилась цепочка на Ираклион. Но вскоре мы сделали вывод, что надо открывать прием в Грузии. И он стал настолько успешным, что превысил все наши ожидания. Офис в Ереване был открыт в 2014 году, а с 2017 года мы начали активно заниматься приемом на этом направлении. В Армении туристов привлекают Ереван и горнолыжный курорт Цахкадзор. Армения, конечно, уступает Грузии в плане продвижения, такие деньги, которые грузинские власти вкладывают в раскрутку и продвижение, Армения пока вложить не может. Но наш директор в армянском офисе сделал ход конем – арендовал на 10 лет отель в Ереване, соответственно, смог диктовать ценовую политику, и это значительно помогло росту потока туристов. Видя, что в портфеле предложений у нас есть Грузия и Армения, агенты стали присылать нам заявки и по Азербайджану. Пока у нас нет своего принимающего офиса в Азербайджане, но есть хороший партнер – местный DMC-оператор. С ним у нас подписано специальное соглашение, и компания встречает туристов с табличкой «Mouzenidis Travel». Так что, мы достаточно активно принимаем путешественников, в том числе, и белорусов, и в Азербайджане. Азербайджанский рынок мы обязательно будем развивать, там огромный потенциал. Отельная база в Азербайджане шикарная, экскурсии замечательные, сервис на высоком уровне.
– Как идет бронирование закавказских направлений на белорусском рынке?
– Очень динамично. Хотя, когда мы только открыли офис в Грузии, белорусские клиенты были в числе «отстающих» рынков. Это связано в первую очередь с тем, что в линейке наших предложений не было Батуми, а белорусы отдыхают, в основном, именно в этом регионе. Кроме того, не все DMC-компании в Грузии являются профессионалами, и имидж направления немного страдал от этого. Сейчас мы видим огромный скачок по бронированию в Грузии. Вот буквально неделю назад вернулся инфотур из Беларуси, организованный «Mouzenidis Travel». Вся группа в восторге: хороший прием, отличный сервис, замечательные гиды. Агенты сказали: «Мы были в Грузии и до вас, но таких впечатлений не было, раньше мы не до конца понимали эту страну и это направление». Компания «Mouzenidis Travel» привезла из Греции в Грузию наш автопарк, частично перевела греческий персонал, который знает, как принимать, и фанатично болеет за это направление. И мы видим, что уже пошли заявки от белорусских агентов, которые только что вернулись из Грузии. Это отличный знак!
– «Mouzenidis Travel» делает особую ставку на Грузию?
– Да! Мы упрочили свои позиции в Тбилиси, прекрасно знаем страну, сотрудничаем с хорошими отелями. И у нас есть определенные стандарты. «Белавиа» прилетает в два часа ночи, мы встречаем туристов на групповом трансфере – не все операторы могут этим похвастать. Большинство все-таки ориентировано на прием единичных, индивидуальных туристов. Мы же работаем по-другому. Мы хотим развивать массовый туризм в Грузии. На встрече с грузинским премьер-министром нас назвали «Прорывом года» в Грузии. С момента открытия офиса в Тбилиси мы приняли уже около 30 тысяч человек. Это большие объемы! При этом у нас не было Батуми! Этот курорт в линейке наших предложений появляется только со следующего – 2019-го – года. Так что, теперь с нами можно отдохнуть в Грузии и на море.
– Какие планы на следующий сезон?
– Больших изменений в чартерных программах не будет. Мы планируем ставить цепочки в тех же объемах и по тем же направлениям – Закинф, Пелопоннес, Кавала, Салоники. Хочу отметить, что сейчас мы открываем офис по приему туристов на острове Кос. В настоящее время там открываются новые отели, мы очень плотно сотрудничаем с цепочкой «Grecotel», которая присутствует на острове, с цепочкой IKOS, которая открывает в 2019 году на Косе отель ARIA.
Мы приняли решение, что будем размещать туристов и на Косе. Пока речи о чартере из Беларуси не идет. И, в целом, у нас не будет своей полетной программы на остров. Решение принято не так давно, договоры с авиакомпаниями подписывать уже поздно. Белорусы могут добираться на Кос с Родоса. Есть также прекрасные туры, рассчитанные на базе регулярных перелетов со стыковкой в Москве. Направление очень интересное – уверены, что белорусам оно понравится. Ведь Греция – одно из самых любимых направлений на рынке, и белорусские туристы с удовольствием открывают для себя все новые и новые греческие курорты и острова.
– Спасибо за беседу!