Уход туроператоров с российского рынка в 2019 году может продолжиться, однако этот процесс вряд ли затронет крупных игроков. Такое мнение 8 апреля высказал на пресс-конференции президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.
«Реструктуризация рынка продолжается, поэтому исключать банкротств на туристском рынке нельзя», – отметил он. По мнению главы РСТ, в большей степени от этого защищены компании с долей иностранного капитала, которые контролируют значительные потоки туристов на массовых направлениях. Их не так много на рынке. А в зоне риска сейчас находятся туроператоры с небольшими объемами продаж. Однако, по словам главы РСТ, их уход с рынка будет тихим, без значительных потребительских конфликтов в силу небольшого числа клиентов.
«Наибольший урон нанесли компании, которые имитировали продажу туров, продавая отдельно билеты и отдельно гостиницу с отправкой на разные счета, после чего ни страховщики, ни «Турпомощь» не могли признать это турпродуктом. Юридически это был не турпродукт, и гарантии по ним не работали», – добавил Сергей Шпилько, очевидно, имея в виду ситуацию с банкротством «Натали Турс». Именно ее клиенты понесли наибольшие потери в прошлом году. Суммарный ущерб от неисполнения обязательств этой компании составил 1,8 млрд рублей. От ее ухода с рынка пострадало более 12 тысяч туристов, большинство из которых получили страховые компенсации менее 5 % от стоимости тура. Всего в 2018 году туроператорскую деятельность прекратили сразу 12 компаний. Общая сумма ущерба туристов составила свыше 2,5 млрд рублей.
Чтобы минимизировать риски, президент РСТ рекомендовал туристам не вестись на дешевые туры и приобретать путевки только у проверенных, топовых туроператоров. Кроме того, при покупке необходимо уточнять, включена ли компания в Единый федеральный реестр при Ростуризме, какова у нее сумма фингарантий, не прекратил ли деятельность страховщик турфирмы.