Что происходит на туристическом рынке Гомеля? Актуальна ли для региональных компаний проблема скидок? И какие законодательные перемены хотели бы видеть представители регионов?
Обо всем этом порталу TOURSOYUZ.BY рассказала руководитель туристической компании «Диманш» (г.Гомель) Наталья Шиханцова:
«Если раньше у нас в Гомеле было 40 турфирм, мы все знали руководителей этих компаний, и рынок понимал, что работают профессионалы, то теперь в городе, условно говоря, 140 компаний, и уже непонятно, кто все эти люди. То есть человек занимается туризмом, но назвать его полноценным туроператором или турагентом сложно. Берется какое-нибудь привлекательное, «говорящее» название, и открывается фирма. Таким образом, перевозчики, педагоги, врачи (в общем – кто угодно!) становятся турагентами и туроператорами. Более того. Даже люди без образования сегодня приходят в туризм и занимаются деятельностью, которая требует и квалификации, и опыта, и эрудиции, и знания психологии. Любой перевозчик подбирает отели, формирует программу и возит людей на отдых и экскурсии. О качестве такого продукта говорить не стоит! Причем это качество никто не контролирует. Разве это правильно?
Столько за последние годы, после отмены лицензирования, пришло неквалифицированных людей в туризм! Что, по сути, сегодня собой представляет «турагент»? Это человек, который заключает договор с туроператором и, раздавая скидки, работает за 1-2% комиссии. Проблема скидок в Гомеле очень острая.
Наша компания является юридическим лицом, мы работаем с 2001 года, занимаемся и въездным, и выездным туризмом. Скидки даем только нашим постоянным и самым верным клиентам, которые с нами с самого начала. Мы платим налоги, аренду, зарплату, вкладываем средства в персонал и, конечно, не можем вести такую скидочную политику, как те многочисленные ИП в Гомеле, которые уже сидят даже в цветочных лотках и гаражах!
Соответственно, на рынке идет отток туристов к ипэшникам – клиентов теряют те, кто по 20 лет на рынке. Хочу подчеркнуть, что мы не боимся конкуренции, нам просто не нравится, что качество туруслуг в Гомеле катастрофически падает, и это бросает тень на весь рынок. Туристы разочаровываются в организованном туризме, уходят в самостоятельное бронирование, хотя с сервисами самостоятельного бронирования тоже есть проблемы.
Раньше мы понимали, как функционирует наш рынок, было видно, кто и как работает. Сейчас агенты и операторы приходят и уходят, фирмы растут, как грибы после дождя. О каком сервисе можно говорить, если человек продает путевки в гараже?! Многим коммерсантам все равно что продавать – детскую коляску или турпутевку. Соблюдается ли при этом необходимый документооборот – весьма сомнительно! Есть ли у таких турагентов платежные терминалы – опять таки вопрос! Ведь иметь терминал – это дорого, а люди рассчитывают отработать сезон и закрыться.
Когда агенты согласны работать за 1-2% комиссии, туроператоры, соответственно, уменьшают комиссионные. Фирмы-однодневки разрушают наш рынок! Об этом нужно говорить, и с этим нужно что-то делать! Какой выход? Очевидно, нужно вводить квалификационные требования в Реестр. Образование и опыт работы!
Сейчас идет обсуждение нового Закона «О туризме», и мы внимательно следим за его ходом. Нам небезразлично, как будет регламентировано присутствие фирм на рынке, какими правилами мы будем руководствоваться, как будет функционировать туроператорский и турагентский сектор в Беларуси.
Конечно, самой надежной гарантией для туриста было бы страхование каждого турпакета – по примеру медицинской страховки. Я считаю, что туристы готовы к этому, если сумма страховки будет приемлемой. Понятно, что страховка была бы небольшой, если бы такой вид страхования стал обязательным.
Финансовые гарантии для операторов, увы, показали свою полную несостоятельность. В России, когда обанкротилась компания «Натали Турс», клиенты получили лишь по 4-5% компенсаций. Мы с этой компанией, к счастью, не работали, поэтому не пострадали. Продукт у них был хороший, и направления интересные, но мне никогда не нравилась турагентская политика этого оператора. Когда подобные форс-мажоры происходили с некоторыми другими российскими компаниями, вслед за операторами банкротились страховые, в результате, клиенты опять-таки ничего не получали. Так зачем в Беларуси вводить механизм, который заведомо не работает. Для галочки?..
Мы звонили в Департамент по туризму с просьбой разъяснить ситуацию. Там нам сказали, что «туроператоров на рынке слишком много, сейчас несколько сотен, а после того, как в Законе появится статья о финансовой ответственности операторов, на рынке останется несколько десятков!». Мы услышали позицию Департамента, но будет ли это правильным? Будет ли это полезно для Беларуси и белорусских туристов, если на рынке останутся только самые крупные компании, которые смогут внести немалые банковские депозиты, заплатить финансовые гарантии или средства в фонды?!
Все-таки белорусских операторов нельзя равнять с российскими и другими зарубежными компаниями, которые сегодня работают в нашей стране. Финансовые возможности у них разные, но наши национальные операторы не менее квалифицированны, и, что весьма важно, очень надежны. Установив высокие финансовые цензы для туроператоров, мы, по сути, ставим под удар национальный турбизнес. Россия и другие страны очень заботятся об интересах своих рынков. А мы? Рынок у нас сегодня открыт для иностранцев, а если еще ввести значительные фингарантии, то те же российские турфирмы придут и заберут то, на чем мы пытаемся развиваться — въездной туризм. Российские коллеги рассказывают нам, что в России сейчас идет жесткий передел рынка. Мы хотим пойти вслед за российским опытом и увидеть ту же дележку рынка в Беларуси?! Так мы и наших белорусских туристов не защитим и национальных операторов погубим! То есть, разрабатывая новый Закон, законодатели, в первую очередь, должны думать о защите национальных интересов, а не о том, как все кардинально переделать. Так можно легко наломать дров!
Мы в Гомеле все общаемся друг с другом, и я сейчас выражаю общее мнение профессионалов турбизнеса. Нас волнует будущее белорусского туризма, и мы тоже хотели бы принимать участие в обсуждении наболевших проблем отрасли!».
Тема с офисом в гараже осталась не раскрыта…фото в студию . Что мешает данному директору формировать эксклюзивный продукт и не сидеть на комиссии..