Прежде чем сделать выводы об Играх, — пишет Генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов, — следует вспомнить цифры.
Сначала о положительных фактах подготовки и проведения игр.
- Беларусь завоевала 69 комплектов медалей и заняла второе обще зачетное место;
• права на трансляцию Игр приобрели 196 стран мира;
• аккредитовано больше тысячи журналистов, 6 сотен — это зарубежные медиа из более чем 50 стран мира из Европы, Азии и Америки;
• безвизовый въезд в Республику Беларусь для граждан 74 стран через все пункты пропуска (наземные и воздушные) с 20 мая по 10 июля 2019 г. при наличии оригинального или электронного билета;
• товарооборот внутри фан-зон за время Европейских игр составил 2,6 миллионов рублей. Об этом сообщили в Главном управлении торговли и услуг Мингорисполкома (ГУПР);
• по данным Минфина, 70% всех расходов на Евроигры (380 млн рублей) пошло на развитие инфраструктуры.
Теперь о не очень приятных моментах:
• Белорусы в очередной раз подчеркнули свой потенциал самокритичности, это хорошо и плохо. С одной стороны, это позволяет нам сделать любой продукт лучше (поэтому у нас хорошие программисты, инженеры и т.д.), но с другой стороны, мы принижаем собственные достижения, самооценку. В этом случае недостаточно правильно работает идеология над повышением осознанности и гордости за свою страну, учитывая эту особенность;
• «По контракту были обязательства (Европейских олимпийских комитетов) привлечь крупных международных спонсоров, но на сегодня результатами этой работы мы не можем быть удовлетворены», — заявил премьер-министр Сергей Румас. Однако президент Европейских олимпийских комитетов Янез Кочиянчич на пресс-конференции в Минске 30 июня высказался, что «Обязательства привлечь крупных международных спонсоров к II Европейским играм не были прописаны в контракте с белорусской стороной». ЕОК при этом покрыл большую часть расходов на «перемещение спортсменов», выделив на это около 10 млн евро.
• Продвижение Европейских игр за рубежом велось очень слабо, и, видимо, запоздало;
• Туристическим агентствам и выставочным компаниям подпорчен сезон, из-за отсутствия своевременной возможности бронирования гостиниц и площадей для проведения мероприятий;
• игры в Баку собрали 5,7 тысячи атлетов, в Минск их приехало меньше – 4 тысячи. На первых играх спортсмены соревновались в 30 видах спорта, на вторых – в 15.
• за время Европейских игр город Баку посетили 28 тысяч туристов. В Беларуси, ориентируясь на эту цифру, ожидали не менее 30 тысяч иностранных гостей. Однако Начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун сообщил, что приехало в Беларусь по билетам Европейских игр и заявило о намерении посетить спортивные мероприятия 4686 человек (это, правда, без учета россиян). Кроме этого игры посетило 3.666 атлетов из 50 стран. А на 8 часов утра 27 июня 2019 года «С 20 мая более 12 тысяч иностранных граждан были пропущены в безвизовом порядке по аккредитации и билетам на II Европейские игры», — сказал официальный представитель Государственного Пограничного комитета Антон Бычковский.
• Беларусь потратила на эти игры 540 млн рублей (около 270 млн долларов), в том числе – 266 млн рублей из бюджета. 274 млн рублей из этой суммы – это спонсорская помощь, средства от реализации билетов, а также привлечение кредитов коммерческими организациями и Банком развития.
Цифры говорят сами за себя. Безусловно, Европейские игры в Минске придали Беларуси больше положительного имиджа, позволили благоустроить город, получить опыт проведения мероприятий столь высокого уровня. Но при этом обнаружено множество белых пятен и недоработок.
Но, не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Беларусь научилась делать продукт, но, к сожалению, по-прежнему не умеет должным образом его продать. Возможно, здесь понадеялись на партнеров, которые подвели.
Основными выгодополучателями стали «Белавиа», гостиничный сектор, сектор торговли, общепита. Странно, что они не явились партнерами столь значимого мероприятия и остались в стороне. В основном свой вклад сделали крупные промышленные предприятия и бизнес.
Нужны ли Беларуси такие мероприятия в будущем?
Конечно нужны, и не только в индустрии спорта, но и других направлениях MICE. Снова возникает вопрос монетизации и льгот при проведении мероприятий. Вспоминаем о системе Сити такс – взимании платы от каждого туриста от гостиниц, общепита, туробъектов, транспорта. Особняком стоит вопрос о продвижении мероприятий, страны на внешнем рынке, где нам надо учиться, учиться и еще раз учиться.