Такое мнение высказал директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Молчан.
«Мы уже выросли из коротких штанишек спортивного туризма. Надо выделяться либо отдельно, либо комбинироваться с экономическими блоками. Это позволит более четко выстраивать экономическую политику, потому что туризм — это деньги, бизнес, — считает руководитель департамента. — Возьмем, к примеру, музей, какую-то архитектурную достопримечательность, заповедник, что угодно: пока там нет туриста, это просто объекты, которые представляют интерес для профессионалов (ученых, археологов, культурологов). Как только там появился первый посетитель и заплатил деньги, объект превратился в экономический объект бизнеса, у которого должны быть соответствующие нормы и правила регулирования, администрирования и выстраивания соответствующей атмосферы и системы».
По словам Андрея Молчана, сейчас все активнее обсуждается возможность пересмотреть систему госуправления в области туризма, но процесс этот довольно долгий и капиталоемкий.
В Беларуси достаточно большое внимание государства уделяется развитию туристической отрасли. В частности, сейчас реализуется госпрограмма «Беларусь гостеприимная» до 2020 года, в рамках которой предусмотрено государственное финансирование развития сферы туризма. Как пояснил директор департамента, в основном оно направлено на кадровое и методологическое, а также научно-техническое сопровождение (т.е. прежде всего на повышение уровня квалификации специалистов). Второй блок программы предусматривает маркетинг, который предполагает в том числе международные выставки, приглашение в страну представителей субъектов туриндустрии из различных стран с инфотурами. «Финансирование всей программы за 2018 год составило чуть более Br3 млн (порядка $1,5 млн). В то время как в соседних странах даже на одну какую-то дестинацию тратятся десятки миллионов долларов для раскрутки и маркетинга», — констатировал Андрей Молчан.
В целом, по его словам, суммы, которые сегодня тратят государства, заинтересованные в развитии своего туристического потенциала, начинаются примерно от 2% бюджета. Цифра эта может быть и выше. Так, к примеру, в Исландии и Сингапуре на это выделяется 10% бюджета. На маркетинг туристических услуг в 2017 году бюджет Словении составил $27 млн, в Грузии на 2019 год выделено более $19 млн, Азербайджан ежегодно выделяет 15 млн евро.
Что касается гостиниц, достопримечательностей, мест посещения, по словам директора департамента, в Беларуси создан довольно неплохой продукт. «У нас очень диверсифицирована туристическая сфера, в то время как в некоторых странах кроме гор и моря смотреть нечего. Но, к сожалению, продать этот продукт нам пока не удается», — констатировал Андрей Молчан.
belta.by