12 августа состоялось Правление РСТО, на котором участники обменялись мнениями о прошедшем заседании общественно-консультативного совета по туризму. Заседание ОКСа прошло 9 августа в Министерстве спорта и туризма и было посвящено согласованию подготовленного МСиТ проекта Закона «О туризме».
Член ОКСа, действительный член РСТО Оксана Бичун (компания «Солвекс») сообщила собравшимся о ходе прошедшего заседания. Начали с «мелочей».
Споры вызвала статья 12-ая законопроекта, которая фактически дает право местным органам власти, исполкомам давать предписания турфирмам. Практика показывает, что на местах такая возможность негативно сказывается на деятельности субъектов хозяйствования. Аналогичные вопросы вызывает статья, позволяющая исключить турфирму из Реестра за «три и более нарушения». Вместо того чтобы ввести в Реестр квалификационные требования, как на это надеялись профессионалы, разработчики заложили в его идею лишь административный карательный ресурс. Скажем прямо, это не совсем то, на что рассчитывал рынок.
Также глава 3-ая закона «неожиданно» допускает возможность занятия туроператорской и турагентской деятельностью для туристско-информационных центров. Большинство профессионалов отрасли сходятся во мнении, что функция ТИЦов – все же информирование, а не продажа туров. Да и вряд ли в Закон, который трактует фундаментальные вещи, стоит «вбивать» нечто о хозяйственной деятельности информационных структур.
Один из самых дискутируемых вопросов – разделение ответственности между туроператором и турагентом – по словам Оксаны Бичун, вызвал наиболее ожесточенные обсуждения. Это неудивительно – ведь психологический фон, на котором с лета 2018 года начало разворачиваться обсуждение нового Закона, во многом сформировался благодаря несчастью, которое претерпели белорусские турагенты из-за обанкротившейся «Натали Турс». Агенты, которыми, между прочим, являются и все белорусские туроператоры (без исключения!), кто больше, кто меньше, но, в целом, весьма ощутимо и резонансно пострадали в результате этого громкого банкротства. Именно тогда с доселе невиданной, яростной силой перед агентами и встал вопрос о защите собственных интересов перед грозным лицом неисполнения оператором своих обязательств.
Впрочем, как сказала представитель агентского корпуса, ассоциированный член РСТО и участник ОКСа Елена Кудлакова, агентам, в целом, удалось достигнуть консенсуса с разработчиками. «Хэдлайнер» законопроекта заместитель главы Департамента по туризму Виталий Грицевич благосклонно смотрит на возможность изменения «обтекаемой» формулировки о солидарной ответственности операторов и агентов на формулу, более устраивающую турагентов. С тем, что именно предлагают турагенты, вы можете ознакомиться здесь. Хотя понятно, что у законопроекта есть идеологи и, в свете того, что в настоящее время окончательного текста документа мы не видим (он по-прежнему находится на доработке), остается вопрос: какой же статья о разделении ответственности будет «на выходе»!?
Ну, и, безусловно, самый «острый» ингредиент нового Закона – статьи 18 и 19, трактующие об условиях осуществления туроператорской деятельности, о страховых, финансовых и банковских гарантиях и о фондах персональной ответственности.
Как рассказала Оксана Бичун, РСТО, в лице председателя Совета Союза Ивана Чуры и действительного члена Союза Оксаны Бичун, выступил категорически против страховых и финансовых гарантий. И в самой-то России, на которую мы поравнялись в этом вопросе с целью «унифицировать законодательства», эти инструменты не работают и не защищают должным образом потребителя. А у нас и вовсе – ни страховые, ни банки не создали подобные механизмы. Так что, закладывать все эти нормы в закон – то же самое, что ставить телегу впереди лошади.
«Дайте возможность добровольного страхования турпакета! – сказала Оксана Бичун. – Сегодня уже немалым спросом пользуется страховка от невылета, также популярной станет и страховка от неисполнения оператором своих обязательств». Разработчик не отрицает такого механизма, но, насколько можно понять представителей министерства, сегодня не готов отдельно в законе, «через запятую», наравне с вышеперечисленными гарантиями и фондом, прописывать страхование турпакета – как равноправный механизм, дающий право осуществлять туроператорскую деятельность. Впрочем, переговоры по этому поводу однозначно стоит продолжать. Капля, как говорится, камень точит.
Так же, как и стоит продолжить переговоры по статье, предполагающей существование в стране такого механизма, как фонд персональной ответственности туроператоров. Фонд в его нынешнем виде представляет серьезную угрозу для рынка.
Размеры отчислений в этот фонд никак не обоснованы. Экономических расчетов рынок так и не увидел. Даже по приблизительным прикидкам, 1% от оборота, который нужно будет отчислять в начале года, плюс депозиты за блоки в самолетах (или целые борта!), плюс комитменты в гостиницах, плюс другие расходы – вкупе могут набрать сотни тысяч евро или долларов и наверняка выбьют ряд белорусских операторов с рынка. Новая компания, не обладающая солидными ресурсами, не сможет войти в этот бизнес. Под угрозой окажется национальный белорусский турпродукт, которым с удовольствием пользуется средний класс и самый широкий слой белорусских потребителей.
Серьезные вопросы остаются и к тому, с какого именно «оборота» будет считаться процент. Однозначно сюда не могут входить авиабилеты (также – значительная доля бизнеса туроператоров), и реализация других транспортных услуг. У многих операторов деятельность по отправке туристов за рубеж сочетается с приемом. Как в общем обороте будут разделены два сегмента? Ну, и целевое использование фонда, а также сам механизм его создания – также остаются «темным пятном» Закона. Вопросов слишком много — для того, чтобы прописывать такой неясный инструмент в Законе.
Впрочем, достаточно много в Законе есть и подвижек, которые выводят отрасль на новый уровень и свидетельствуют о готовности разработчиков слушать мнение профессионалов турбизнеса. В нынешней редакции закон уже не обязывает фирмы, занимающиеся приемом, делать отчисления в фонд. Безусловным шагом вперед является наличие электронного договора в документе.
В целом, по итогам заседания Общественно-консультативного совета, Закон отправлен на доработку. В настоящее время внесения изменений в текст документа продолжаются.
13 августа состоится встреча членов правления РСТО с заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Портным. В ходе встречи участники обменяются мнениями о необходимых изменениях в законопроект.