По следам встречи в Министерстве спорта и туризма, которая состоялась с участием заместителя министра спорта и туризма Михаила Портного и представителей правления РСТО и была посвящена наиболее острым вопросам подготовки нового Закона «О туризме», Союз подготовил письмо в МСиТ, в котором еще раз обозначил свою позицию по планируемым нововведениям — фондам и фингарантиям для туроператоров.
Приводим текст письма полностью.
Уважаемый Михаил Петрович!
Республиканский Союз Туристических Организаций благодарит вас за встречу, которая состоялась 13 августа 2019 года в Министерстве спорта и туризма с участием членов РСТО. Встреча была плодотворной, в ее ходе представители Союза получили разъяснения по ряду дискутируемых вопросов, связанных с проектом Закона «О туризме».
Также туристическое профессиональное сообщество в лице представителей Союза оценило готовность Министерства спорта и туризма совместно решать проблемные моменты нового законодательного документа.
Еще раз хотим подчеркнуть, что национальный туристический бизнес Беларуси, который представляет РСТО, выступает против условий осуществления туроператорской деятельности, изложенных в статье 18 законопроекта, обязывающей туроператоров иметь страховую либо банковскую гарантию.
Мы по-прежнему настаиваем на включении в текст Закона возможности страхования каждого турпакета – как реального механизма защиты прав потребителей. Механизм этот отлично работает в соседней Польше, где местный турбизнес не банкротится – в отличие, от российской туристической отрасли, где действует механизм финансовых гарантий.
Также хотим вновь обратить ваше внимание, что статья 19 Закона – «Фонд персональной ответственности туроператора» – по-прежнему остается одним из самых уязвимых мест законопроекта. Введение данного механизма в нынешней редакции может привести к монополизации белорусского туристического рынка, удорожанию турпакетов, оттоку валюты за границы РБ, угрожает жизнедеятельности национального авиаперевозчика и способно нанести непоправимый урон экономике Беларуси.
Аналитика, предоставленная главным юрисконсультом Департамента по туризму МСиТ Александром Кречетовым, показывает, что разработчики проекта, вводя 1% отчислений в фонд персональной ответственности, намерены ежегодно изымать до 7 млн. рублей оборотных средств в фонд, облагая тем самым туристическую отрасль непомерным, ничем не обоснованным налогом на бизнес.
На сегодняшний день фонд персональной ответственности туроператора, в целом, выглядит не проработанным, сырым механизмом, способным разрушить нынешнюю стабильную систему национального турбизнеса. Эта система сложилась благодаря государственной политике либерализации, особенным, доверительным отношениям, которые существуют между фирмами и клиентами, и самой схеме функционирования национального туроперейтинга, которая не позволяет брать на себя неосуществимые обязательства.
Ни один белорусский туроператор не обанкротился за 25 лет существования рынка, и все вопросы, связанные с реализацией турпродукта, спокойно решаются – следуя нормам существующего законодательства.
Считаем, что судьба фонда персональной ответственности не может презентоваться разработчиками нового Закона как решенный и одобренный профессионалами турбизнеса факт. Поскольку этот механизм, по меньшей мере, нуждается в дальнейшей детальной проработке.
Несмотря на то, что РСТО считает, что такой сырой и не проработанный с точки зрения последствий механизм, как фонд, нельзя включать в нынешнюю версию законопроекта, у Союза есть предложения по конкретным условиям существования фонда, прописанным вами.
- Отчисления в фонд – в размере 0,1% от выручки за прошлый год от реализации туров за пределы Республики Беларусь (взимается поквартально либо в конце года).
Обоснование:
В прошлом году, согласно данным Национального статистического комитета, за границы Беларуси путешествовало 850 000 туристов. Средняя стоимость турпакета на одного человека – около 800 рублей. Таким образом, общий оборот средств в выездном туризме составляет приблизительно 680 млн. рублей. Отчисления в фонд составят 680 тысяч рублей ежегодно. Напоминаем, что самое крупное банкротство, ударившее по белорусским потребителям, произошло летом 2018 года – компания «Натали Турс». Оно нанесло ущерб в размере до 1 млн рублей. За два года фонд позволит достигнуть этой суммы. Отчисления в течение трех лет легко принесут в фонд более 2 млн. рублей.
- Накопительный характер фонда. Только правление фонда вправе решать, какую сумму необходимо собрать за определенный период, например, 2 млн. рублей за три года. По истечении этого срока постоянные члены Союзов средства в фонд не отчисляют.
- Возвратный характер фонда. Предприниматель вправе получить свои деньги при условии исполнения всех обязательств и желании выйти из бизнеса.
Правление фонда состоит исключительно из представителей турбизнеса, отчисляющих деньги в фонд. Решение по управлению фондом принимают только члены правления, чьи деньги в фонде и только единогласно. Обязательное присутствие туроператора в одном из профессиональных объединений.
- Исключить транспортную составляющую из сумм, подлежащих отчислению в фонд, поскольку многие туроператоры реализуют авиа, автобусные и другие билеты по ценам нетто и имеют страховые депозиты у авиакомпаний. Используя транспортную составляющую в пакетном туре (в случае авиаперелета она составляет от 30 до 60% стоимости тура!) и платя с нее отчисления в фонд, операторы получат значительное снижение маржинальности продукта, убытки и возможные непоправимые последствия для бизнеса.
Обращаем ваше внимание на то, что все вышеперечисленные предложения не являются показателем того, что белорусский турбизнес одобряет саму идею существования фондов персональной ответственности – как механизма, защищающего права потребителей. Механизм не проработан, не содержит надлежащей аналитики, и, по мнению РСТО, не должен быть включен в законопроект. Ссылки на то, что конкретика будет разработана в дальнейшем, уже после принятия Закона, не выдерживают никакой критики.
Белорусский национальный туристический бизнес в лице РСТО, объединяющий крупнейших национальных туроператоров страны, средний и мелкий бизнес, просит еще раз проанализировать предложенные разработчиком законопроекта – Министерством спорта и туризма – механизмы осуществления туроператорской деятельности – с точки зрения возможных негативных последствий.
За всю историю суверенной Беларуси белорусские туроператоры ни разу не банкротились, мы ведем свой бизнес честно, заботясь о своей репутации, потребителях, платя налоги и создавая рабочие места.
Поэтому еще раз обращаемся к вам с настойчивой просьбой прислушаться к голосу честного бизнеса, чью судьбу вы сейчас решаете.