Больные вопросы Закона «О туризме»: почему РСТО не согласовал проект

Больные вопросы Закона «О туризме»: почему РСТО не согласовал проект

Накануне передачи проекта Закона «О туризме» в Совмин Республиканский союз туристических организаций в письме в Министерство спорта и туризма сформулировал те острые вопросы, которые содержатся в законопроекте и наиболее волнуют турбизнес.

Публикуем письмо полностью:

Республиканский Союз туристических организаций не согласовывает проект Закона «О Туризме», ввиду имеющихся замечаний по статьям 18, 19, 21, 25 проекта Закона. РСТО просит рассмотреть следующие предложения касательно статей 18, 19, 21, 25.

Статья 18.

РСТО по-прежнему выражает несогласие касательно введения инструментов финансового обеспечения, изложенных в статье 18 законопроекта, обязывающей туроператоров иметь страховую либо банковскую гарантию, поскольку в настоящее время данные институты в Республике Беларусь не сформированы в отношении туристской деятельности. Опыт внедрения подобных инструментов финансового обеспечения в России показал их несостоятельность и неэффективность в обеспечении защиты интересов потребителя туристических услуг на примере «Натали Турс». Реализация предлагаемых данных инструментов на белорусском туристическом рынке может привести к его монополизации, уничтожению малого и среднего бизнеса в отрасли, снижению конкурентоспособности отечественного турпродукта.

Статья 19.

РСТО обращает внимание, что статья 19 Закона – «Фонд персональной ответственности туроператора» – по-прежнему остается одним из самых уязвимых мест законопроекта ввиду отсутствия практического опыта. Несмотря на то, что РСТО считает, что порядок организации фонда персональной ответственности еще не достаточно проработан  с точки зрения последствий и его нельзя включать в проект закона, у Союза есть замечания по конкретным условиям организации фонда, а именно:

2.1.  Записать в следующей редакции 2-й абзац  части 2 статья 19:

«Размер взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора должен быть равен одному десятому процента от стоимости туров, оплаченных туристами, экскурсантами, выехавшими за пределы Республики Беларусь. Фонд персональной ответственности  носит накопительный характер. Размер предела накопительной суммы и порядок ее накопления определяет орган управления Союза или Ассоциации. По достижении предела накопительной суммы постоянные члены Союза или Ассоциации средства в фонд не отчисляют.

Туроператоры — члены ИАТА освобождаются от уплаты в ФПО в части выручки от реализации авиабилетов на регулярные рейсы».

Обоснование касательно размера взноса:

В 2018 году, согласно данным Национального статистического комитета, за границы Беларуси путешествовало 850 000 туристов. Средняя стоимость турпакета на одного человека – около 800 рублей. Таким образом, общий оборот средств в выездном туризме составил приблизительно 680 млн. рублей. То есть отчисления в фонд составят 680 тысяч рублей ежегодно. Напоминаем, что самое крупное банкротство, ударившее по белорусским потребителям, произошло летом 2018 года – компания «Натали Турс». Оно нанесло ущерб в размере около 1 млн рублей. За два года фонд позволит достигнуть этой суммы. Отчисления в течение трех лет легко принесут в фонд около 3 млн рублей.

Обоснование касательно участников отчислений в фонд:

Члены ИАТА ежегодно выполняют гарантированные отчисления  авиаперевозчикам, тем самым, обеспечивая гарантии вывоза пассажиров в форс-мажорных обстоятельствах.

2.2. Исключить 3-й абзац части 3 статьи 19, а именно «При отсутствии выплат из фонда персональной ответственности туроператора в предшествующем году по решению ассоциации (союза) при согласии членов ассоциации (союза) средства фонда персональной ответственности туроператора могут быть использованы на цели развития туризма, установленные Советом Министров Республики Беларусь».

2.3. Исключить часть 5-ю статьи 19, а именно: «Особенности создания ассоциаций (союзов), а также порядок формирования и хранения средств фонда персональной ответственности туроператора определяются Советом Министров Республики Беларусь».

Обоснование. Субъекты хозяйствования, в том числе туристической отрасли руководствуются законодательством Республики Беларусь, в том числе в части создания ассоциаций, союзов согласно Закону РБ «Об общественных организациях, объединениях».

Статья 21.

3.1. Исключить 11-й абзац 4-й части статьи 21, а именно «сведения о туроператорах, с которыми субъект туристической деятельности, зарегистрированный в Республике Беларусь и осуществляющий деятельность в сфере международного выездного туризма, имеет договорные отношения»;

3.2. Исключить 6-ю часть 21-й статьи, а именно «Субъекту туристической деятельности может быть отказано
во включении в реестр, если данным субъектом:

направлены сведения без соблюдения форм, установленных Советом Министров Республики Беларусь;

направлены заведомо недостоверные сведения;

сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, представлены не в полном объеме.

При отказе во включении в реестр Министерство спорта и туризма или уполномоченная им государственная организация в своем уведомлении субъекту туристической деятельности указывает основание отказа».

3.3 Исключить 4-й абзац части 9 статьи 21, а именно «систематическое нарушение субъектом туристической деятельности (три и более раз в течение года) законодательства о туризме и защите прав потребителей;».

3.4 Исключить 6-й абзац части 9 статьи 21, а именно: «По основаниям, предусмотренным абзацами четвертым и пятым части первой настоящего пункта, Министерство спорта и туризма принимает решение об исключении сведений о субъекте туристической деятельности из реестра с учетом предложений комиссии, формируемой Министерством спорта и туризма».

Статья 25.

РСТО по-прежнему настаивает на проработку вопроса о включении в текст проекта Закона возможности страхования каждого туристического договора с участником туристического путешествия – как реального механизма защиты прав потребителей.

4.1 Таким образом, предлагаем записать в статье 25 последним абзацем следующее: «участник туристического путешествия имеет право на оформление добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу,  на оформление добровольного страхования от неисполнения туроператором своих обязательств по организации туристического путешествия, а также имеет право на оформление других видов страхования своих рисков во время туристического путешествия».

Республиканский союз туристических организаций, объединяющий туроператоров Республики Беларусь, в том числе средний и малый бизнес туристской отрасли открыт для диалога и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments