Еще одна авиакомпания просигнализировала о проблемах с продажей авиабилетов группы компаний IATI.
Как сообщает ресурс atorus.ru, авиакомпания «Аэрофлот» 12 декабря разослала агентам сообщение о запрете сотрудничества с группой компаний IATI в части, касающейся продажи пассажирских авиаперевозок на рейсы группы компаний «Аэрофлот».
В этом списке: «IATI TURIZM TICARET AS», «GAMA IATI TURIZM TICARET ANONIM SIRKETI» и «IDMS TURIZM TICARET A.S.», которые, соответственно ведут реализацию билетов на своих ресурсах www.aerobilet.com, www.aerobilet.ru и www.aerobilet.com.tr.
Как говорится в заявлении российского перевозчика, «при выявлении фактов нарушения данного запрета, агентство, осуществившее оформление авиаперевозки, будет незамедлительно отключено от ресурсов авиакомпании без предварительного уведомления».
В отраслевых агентских компания подтвердили факт письма «Аэрофлота». По мнению экспертов, примеру национального перевозчика вскоре последуют и другие российские авиакомпании – S7 и «Уральские авиалинии».
«Такой расклад говорит о том, что IATI находится в тяжелом финансовом состоянии и не может рассчитаться с авиакомпаниями. Так что если указанные билетные сервисы по-прежнему будут продавать билеты «Аэрофлота», это будет уже мошенничеством», — говорит один из участников авиаотрасли.
О проблемах компании IATI, работающей в 75 странах мира, и у которой только в Турции около 7400 партнеров-агентств, стало известно в октябре этого года. Тогда компания, которая оказывает услуги по бронированию авиаперелёта, размещению в отелях, трансферам и приему туристов, опровергла сообщение о банкротстве, сославшись на трудности в переговорах с IATA (Международной Ассоциации Воздушного Транспорта) в вопросе перехода на новую платежную систему New Gen ISS.
Однако в конце октября стало известно, что около 4 тыс. туристам, купившим билеты на рейсы «Белавиа» на сайте аеrobilet.ru, белорусская авиакомпания отказала в перевозке, поскольку оплату за эти авиабилеты от IATI Turizm Ticaret A.Ş., кому и принадлежит сайт aerobilet, не получила. Факт неоплаты поставщик не признал.
По информации экспертов, сумма долга IATI перед авиакомпаниями оценивается в 50 млн долларов. Так что ее банковской гарантии в 23 млн долларов не хватает для покрытия всей суммы задолженности. Не дождавшись от турецкого холдинга ответа, IATA в ноябре отправила средства этой компании, зарезервированы в ее системе, на списание части долгов.
В ноябре турецкие СМИ сообщили, что у IATI Group возникла задолженность в размере 20 млн турецких лир перед двумя банками, однако холдинг снова опроверг эти сообщения.
Эксперты вспоминают историю сервиса по продажам билетов Sindbad.ru, которое обанкротился в 2018 году. Его долг составил 10 млн долларов. В случае IATI речь идет о задолженности перед поставщиками, как минимум, в пять раз больше.
Какими могут быть последствия для рынка?
Как говорят эксперты, если турецкий IATI обанкротится, то последствия этого будут весьма значительны для ряда рынков, в первую очередь, для турецкого.
«IATI вела достаточно агрессивную кампанию на рынке России, Германии, других стран Европы. Билеты через их платформы покупали не только самостоятельные туристы, но и оффлайн-агентства. Так что сказать, где и сколько туристов или агентств пострадают, сейчас невозможно. Турецкая компания продает авиабилеты во многих странах мира, ее сайты есть в метапоисковиках», — поясняют источники на авиарынке.
По мнению наблюдателей, кризис IATI приведет к ужесточению правил игры для агентов на ряде локальных рынков: в этом случае авиакомпании будут требовать у билетных агентств 100% предоплаты.