Антарктиду, или, как ее еще называют — «шестой континент», открыли в 1820 году русские путешественники Беллинсгаузен и Лазарев.
Сегодня эти места не принадлежат никому. Единственный разрешенный вид деятельности на континенте – научный. Претензии на Антарктиду предъявляют несколько государств, в том числе – Аргентина, Чили, Новая Зеландия, США, Япония, Китай, Россия, ЮАР, Норвегия, Перу, Франция и другие. Некоторые из них имеют собственные станции на материке. Скромные полярные постройки да удивительный антарктический мир – с его животным разнообразием и необычными ландшафтами – такой сегодня предстает Антарктида глазам нечастых гостей. Побывать в этом мире – непростое путешествие. Но, как выясняется, задача осуществима.
В декабре 2019 года белорусский туроператор «Вояжтур» организовал для группы белорусских туристов путешествие в Антарктиду. О том, как прошла эта поездка, об экстриме, комфорте и смысле таких туров, рассказывает глава компании Евгений Сазыкин, который лично проверил на себе антарктический маршрут.
— Планировать путешествие в Антарктиду мы начали за год и четыре месяца до старта. А сама идея зрела несколько лет. Круиз к берегам Антарктиды можно осуществить из нескольких портов – из Южной Америки, ЮАР и Новой Зеландии. Самый близкий порт к Антарктиде – это Ушуайа, которая находится в Аргентине, удобнее всего стартовать именно оттуда. Даже новозеландцы приезжают в Ушуайю и начинают маршрут из этой отправной точки.
Тур в Антарктиду, безусловно – весьма дорогое удовольствие. Как правило, такой круиз стоит порядка 15-20 тысяч долларов на человека. Но нам удалось найти его по существенно более низкой цене. И так как мы смогли собрать группу, то получили еще и групповую цену. Наша поездка стоила около 9 тысяч евро на человека, но она включала и круиз, и перелеты по маршруту, и экскурсии, и проживание в Буэнос-Айресе и Ушуайе. Занимаясь подготовкой и организацией подобного путешествия, мы понимали, что у нас есть определенный костяк клиентов, которым это будет интересно. Ведь «Вояжтур» делает необычные, эксклюзивные путешествия очень много лет. И такие путешествия предназначены для тех людей, которые видели уже очень многое, но у них все равно остались мечты, которые они хотели бы осуществить.
— Путешествие в Антарктиду – это путешествие мечты?
— Бесспорно! Это мечта! Антарктида – отдельный, малоизведанный континент, на котором нет, и не может быть, массового туризма. Там и людей-то практически нет. Очень малоизвестная земля, чудесная и таинственная. Когда знакомые узнавали, что я еду – они задавали мне много вопросов. На многие вопросы, честно говоря, я и сам не знал ответов. Потому что специально не готовился к путешествию. Я старался не читать и не изучать вопрос. Мне хотелось открытий, эффекта неожиданности, чудес, с которыми сталкивается первопроходец.
Конечно, туры в Антарктиду достаточно давно предлагаются на нашем рынке, этот продукт нельзя назвать абсолютно новым. Но особенностью нашего путешествия было то, что у нас была своя группа. Благодаря этому обстоятельству, мы получили в качестве сопровождающего на корабле русскоязычного ученого-биолога из МГУ – Бориса, который переводил для нас все лекции других специалистов, также он читал специально для нас собственные лекции.
— Это больше похоже на научную экспедицию, чем на обычный тур!
— Действительно, мы были на экспедиционном судне. Корабль называется Sea Spirit, он небольшой. Но это очень важно, круиз на небольшом судне стоит дороже, потому что большие корабли не могут организовать высадку на материк. Большие корабли могут только проплыть, но они не могут заходить в узкие бухты, не могут высаживать пассажиров на островах, на полуострове. Есть организация, которая занимается регулированием туризма в Антарктиде. Компания, которая организует круиз, должна быть членом этой организации и соблюдать все правила. Все высадки происходят под строгим контролем. К примеру, на берег выходит не более 100 человек в день. Следовательно, если на корабле 400 человек, в нужной точке надо стоять четыре дня, чтобы все побывали на экскурсии на берегу. Поэтому большие лайнеры даже не располагают каяками и резиновыми лодками для высадки. Наш корабль был достаточно комфортабельным, с хорошими уютными каютами высокого класса. Конечно, можно отправиться в подобный круиз с еще большим комфортом. Но это другая стоимость тура.
— Как было организовано ваше путешествие?
— Мы с группой добирались сначала до Буэнос-Айреса. Затем – до Ушуайи – самого южного города на Планете, столицы острова Огненная Земля. Конечно, это тоже очень интересное место. Там мы побывали на нескольких экскурсиях. Осмотрели национальный парк Огненная земля, половили гигантских крабов. И затем отправились непосредственно в круиз.
Круиз состоит из нескольких частей. Пять дней – в Антарктиде, два дня туда и два дня обратно – переход через пролив Дрейка. Не секрет, что пролив Дрейка – самое штормовое место на Земле – со штормами, большими волнами, не зря все моряки так боялись этого пролива, в свое время там произошло неимоверное количество кораблекрушений. Но нам повезло. Мы прошли пролив практически при штиле. Наше путешествие проходило в декабре, сезон навигации начинается в середине ноября. Меня часто спрашивают – а сколько градусов мороза там было? Отвечаю: мороза не было – лето же на календаре – каждый день несколько градусов выше нуля! Самый холодный день был как раз в ту ночь, когда мы спали в снегу – минус пять. То есть погода для путешествия вполне комфортная – как наша теплая зима.
Маршрут происходит в виде высадки туристов на островах и на Антарктическом полуострове. Собираясь, думали, что, в дороге на корабле будет скучно, взяли с собой настольные игры. Но достать их не пришлось, потому что на корабле очень интересная экспедиционная команда. Это команда молодых ученых из Швеции, Финляндии, Новой Зеландии, Германии и других стран. Всего на судне находилось 108 туристов и около 70 членов экипажа. Экипаж, который вел корабль, был практически весь из Украины, капитан – из Одессы. Судно зарегистрировано на Багамских островах. Обслуживающий персонал – в основном, филиппинцы. С нами был внук знаменитого Роберта Скотта, который, как известно, участвовал в полярной гонке с Руалем Амундсеном, не догнал его, достиг Южного полюса через 34 дня после Амундсена и погиб. Внук Скотта, историк по образованию, участвовал в нашем круизе как приглашенный гость, рассказал много интересного про своего деда и про историю Антарктиды. Были с нами орнитологи, биологи, другие ученые, которые увлекательно рассказывали об особенностях шестого континента. Лекции проходили в течение всего дня. Были обязательные брифинги – по технике безопасности, по посадке-высадке, по особенностям поведения на материке, и были познавательные лекции, которые дали огромное количество полезной информации. За два дня, пока пересекали пролив Дрейка, узнали много нового. Тем участникам нашей группы, кто не говорит по-английски, на помощь приходил Борис, который синхронно переводил в наушники. То есть всю информацию наша группа получила в полном объеме.
— Стоимость круиза зависит от времени года?
— Конечно! Например, на Новый год она возрастает в два или три раза. Это связано с тем, что, во-первых, это каникулярный период. Во-вторых, например, во время нашего круиза у пингвинов были еще только яйца, а на Новый год уже вылупливаются птенцы – а посмотреть на маленьких пингвинят стоит гораздо дороже!
— Когда и как начинаются высадки с корабля?
— После пересечения залива Дрейка, высадки сначала происходят на островах – начиная с Южных Шетландских островов и потом – на островах, которые находятся рядом с Антарктическим полуостровом. Увлекает не только сам факт высадки, а то, что можно увидеть много интересного. Например, заброшенные китобойные суда или острова–кратеры вулканов после извержения. Конечно, невероятные ландшафты повсюду. И животные! Пока корабль плывет, постоянно происходят объявления о том, что, например, слева на 11 часов – стая касаток или стая китов-горбачей: выскакиваешь на палубу и смотришь.
— При высадках возможен какой-то близкий контакт с животными?
— Близкий контакт, естественно, запрещен. Нужно соблюдать дистанцию пять метров. Но животные – вот они, перед тобой! Мы увидели все, что можно увидеть в этот период – пингвинов самых различных видов, тюленей, морских львов, китов – синих и горбачей, касаток. А какое там изобилие всевозможных птиц – буревестники, чайки, бакланы и другие. Птицы очень крупные, для нас, в принципе, было открытием, что в природе существуют такие большие птицы. У нас – синички, воробьи, а тут – просто огромных размеров птицы. К примеру, размах крыльев альбатроса может достигать 3,5 метров! Биологическое разнообразие фантастическое. Меня часто спрашивают, видел ли я белых медведей. Отвечаю: белые медведи водятся не на Южном, а на Северном полюсе. На Южном полюсе белых медведей быть, в принципе, не может. Пингвин и белый медведь могут встретиться только в зоопарке. Конечно, поразили фантастические ландшафты Антарктиды – это и шапки ледников, и горы, и огромное количество айсбергов – больших, малых. Это было начало навигации, еще не так много оттаяло, не так много больших айсбергов. Но больший интерес, конечно, представляют маленькие айсберги. Потому что айсберги длиной в 9 километров – ты просто не ощутишь, что это айсберг. А маленький айсберг ты реально видишь, замечаешь игру цвета, можешь разглядеть этот прессованный снег – это большее удовольствие для глаз. Помимо всего, что происходило на корабле, в день у нас было по две высадки в разных местах. Пока ты пообедал, корабль уже переплыл в новое место. Постоянное движение и смена обстановки. Пока ты переоделся, поел, ты уже в новой точке.
— Есть ли какой-то экстрим в таком круизе?
— На корабле предлагались дополнительные активности. К примеру, каякинг. Сначала я думал, что это просто одна экскурсия на каяке. А оказалось, что предполагалась высадка в каждом месте на каяк. А уже потом – на сушу. Сначала нас – тех, кто захотел воспользоваться этой активностью, высаживали на каяки, мы плавали по своему маршруту около часа. А потом нас привозили на сушу, мы смотрели животных, любовались видами и возвращались на корабль. Получилось, что у нас, по сути, было две экскурсии – и каяк, и высадка. Всего на каяки с корабля берут только 16 человек. Опция, надо сказать, достаточно дорогостоящая. И для нас это был необычный опыт – сразу в маленькие лодки и сразу в океан. То, что видишь с каяка, поистине невероятно. Ты на океанской воде, кругом – лед, мы близко подплывали к животным.
— Турист сидит в лодке с инструктором?
— Нет! В лодке находятся два туриста. Два инструктора плывут в соседних лодках. В этом круизе можно было выполнить норматив так называемого «большого шлема», который мне и довелось выполнить – поплавать на каяке (за весь маршрут мы проплыли 22,6 км на каяке), переночевать в снегу и нырнуть в океан. Ночь в снегу – это был вызов самому себе. Я побывал во многих странах, но для себя страну считаю посещенной только тогда, когда в ней ночевал. Соответственно, не переночевав в снегу, записать в список «посещенных» Антарктиду было никак нельзя.
— Как такая ночь организована?
— Мы приплыли на материк, нашли подходящее местечко, сами выкопали себе ямы для ночевки. Нам выдали коврики, спальники. Для туалета есть одна бочка на всех, нельзя оставлять после себя никаких отходов. По окончании ночевки обязательно надо засыпать свою яму, которую за ночь, кстати, основательно подмораживает, поэтому закапывать сложнее, чем выкапывать. Еще одна сложность – уснуть: полярный день, это значит, круглосуточно светло. Тем не менее, я уснул, и с десяти до трех мне удалось поспать. Когда проснулся, стояла абсолютная тишина.
Вообще, эта ночь запомнится мне на всю жизнь. Была фантастическая погода. Пока ты роешь эту яму для своей ночевки, приспосабливаешься к этим условиям, ты понимаешь – каково было людям, которые открывали континент. Ощущения невероятные! Было очень красиво, мы были в восторге от самого места. Наслаждались моментом. Казалось, что это твое личное достижение – ты здесь, и то, что с тобой происходит – это невероятно. Ты понимаешь, что вот у тебя была мечта, и здесь, в данный момент, ты ее осуществляешь.
— Не холодно спать в снегу в Антарктиде?
— В спальнике тепло. Главное – переодеться после выкапывания ямы, потому что, пока копаешь, потеешь, а если влага на тебе останется, она замерзнет. Если ты во всем сухом и ты в спальнике – тебе достаточно тепло. Дискомфорта не было. У нас были экспедиционные куртки, которые выдали всем участникам круиза, они не продуваемые, как подушки. В целом, проблем в плане температур нет. Неудобство в том, что под тобой снег, он неровный и немягкий. Но понимание, что с тобой происходит что-то необычное, что-то абсолютно нестандартное, с лихвой покрывает все неудобства.
— Много туристов из круиза решили поплавать в океане?
— Достаточно много – 38 человек, то есть приблизительно 30% туристов. Я, конечно, раньше нырял в прорубь – обычно после бани. Но это немного другое. Пока мы в халатах стояли в ожидании – уже все неплохо подмерзли. Тебя привязывают, ведь ты прыгаешь в океан, дна нет, глубина более 100 метров. Соответственно, ты уходишь в воду, тебе надо выплыть и доплыть до лодки. Поэтому тебя подтягивают. Но техникой безопасности все предусмотрено – к примеру, дефибриллятор есть прямо на резиновой лодке, с которой мы ныряли. Вода – ноль градусов. Соленая вода замерзает при минус двух.
— Ноль – это ужас!
— Да, для организма это ужас! Когда выходишь, чувствуешь, что сосуды буквально взрываются. Но тебя переполняет гордость за то, что ты сделал. Дальше все очень быстро – тебе дают 50 граммов, полотенце, имбирный чай – и ты моментально приходишь в норму. Но кайф от самого момента – ты это совершил, ты прыгнул в океан! – невероятный. В этот же день у нас было барбекю на открытой палубе, во время которого шеф жарил мясо, рыбу. Солнечный день, океан, фантастические виды, накрытые столы, вкусная еда, много новых ощущений и впечатлений – эйфория!
— Хорошо кормили в круизе?
— Да. Хотя представляю, как это трудно организовать. Круизные корабли, которые ходят в Европе, загружаются питанием на станциях. Здесь же шеф покупает все сразу – на весь маршрут: понятно, что остановиться и забросить продуктов будет негде! Поэтому рассчитать это все, хранить – непростая задача. А повара старались на 100%. Все было свежее, приготовленное, как говорится, из-под ножа. Ничего не готовилось из полуфабрикатов. Это было невероятно. Но это возможно!
— Богатый животный мир, удивительные ландшафты… Что еще вы увидели в Антарктиде?
— Мы посещали две антарктические станции. Российскую станцию Беллинсгаузена. И английскую под названием Лакрой, она находится в природной гавани на полуострове. Лакрой – это единственное почтовое отделение в Антарктиде. Конечно, мы не упустили возможность отправить открытку домой. Каждые две недели почта доставляется на Фолклендские острова, оттуда в Англию, а затем уже – по месту назначения. Здесь же можно приобрести сувениры – кстати, недешевые, к примеру, магнит стоит около 12 евро.
— Белорусских станций нет?
— Пока нет. Но, к слову, есть украинская. Больше всего, конечно, чилийских и аргентинских станций. Антарктида считается международной территорией, то есть не принадлежит ни одной стране. Но, к примеру, чилийцы привозят в Антарктиду женщин, чтобы они там рожали, и в паспорте у новорожденного, в графе «место рождения», было написано: Чилийская Антарктида.
— Собственно, в Антарктиде вы находились не так долго – всего пять дней?
— Мы обсуждали это по окончании круиза и пришли к выводу, что больше и не нужно. Во-первых, мы достаточно устали, особенно, те, кто занимался каякингом. Два раза в день по часу прогрести среди льдин на каяке – это работа. Во-вторых, весь маршрут продуман и очень насыщен. Ты видишь все по максимуму. Группа осталась довольна. Это тот случай, когда есть что запомнить на всю жизнь и есть чем поделиться друзьями. Каждому из нас подарили фильм про наше путешествие. Такую поездку стоит совершить хотя бы один раз в жизни.
— Кому такую поездку стоит порекомендовать?
— Однозначно – для тех, кто ищет новых, необычных ощущений, для людей, интересующихся природой, для фотографов. Мы, честно говоря, побаивались, что путешествие будет тяжелым для людей в возрасте и не очень подойдет тем, кто физически не готов к нагрузкам. Но в нашей группе были людей возрастом 50 и 60 плюс. То есть весьма зрелый контингент. И все прекрасно перенесли поездку. На таких условиях тур позволяет путешествовать людям, скажем, до 70 лет вообще без каких-либо вопросов. Во всяком случае, поездка, которую мы недавно осуществили в Китай с посещением Тибета, физически была гораздо сложнее. На борту круиза прекрасный врач, оборудование для небольших хирургических манипуляций. Ну, а, скажем, такую мелочь, как морская болезнь, тот же врач снял буквально за 30 минут.
— Когда следующий тур в Антарктиду?
— Планируем повторить маршрут в 2021-м году. Но продавать тур начинаем уже в этом году. Чтобы получить хорошую цену, надо начинать продажи года за полтора до старта. Здесь очень важно, что наша поездка была групповой. Все меню, все инструкции были переведены на русский язык, для туристов это очень удобно. Еще один существенный момент – наши туристы имели возможность общаться между собой, вместе обедать и ужинать, делиться впечатлениями, вместе переживать все нюансы и особенности этой необычной поездки. Когда в такой круиз едут двое – они остаются фактически без коммуникации. В частности, в следующей за нами группе уже не было русскоязычных туристов – 50 китайцев, много индусов и 20 европейцев. Оказаться вдвоем в чужой компании – довольно грустно, и впечатления будут уже другими. Наша концепция позволила и насладиться новыми видами, и пообщаться, и получить впечатления, и поделиться ими. У нас бывают запросы – отправить в такую поездку 2-4 человека, но мы рекомендуем чуть подождать и присоединиться к нашей группе – это будет гораздо дешевле и комфортнее. Это будет правильно! Мы отправляем в круиз своего представителя, который занимается организацией различных вопросов по маршруту, с нашей стороны решаются все проблемы, которые могут быть в поездке. А теперь мы изучили маршрут на собственном опыте и можем учесть все нюансы.
— Евгений, какое путешествие можно считать еще более невероятным, чем посещение Антарктиды?
— На Земле много интересных мест. Посещение Перу, Руанды или Галапагосских островов тоже дает свои невероятные ощущения и свой восторг. Но мы же все рассуждаем стереотипами, и у каждого в голове есть барьеры. Так вот кажется, что Антарктида – это где-то за барьером. Все остальное достижимо – ты или мог это видеть или, во всяком случае, можешь себе это представить. Представить Антарктиду невозможно – это не с чем сравнить. Но можно же сплавать к белым медведям – я имею в виду Северный полюс. Правда, это еще более дорогое удовольствие. В Арктику ходят только атомные ледоколы, и цены круизов стартуют от 30 тысяч долларов, плюс – добраться до точки отправления и другие накладные расходы. Конечно, Арктика – это тоже интересно. У нас уже есть туристы, которые заинтересовались маршрутом. Круиз стартует из Мурманска, туристы пересекают Северный Ледовитый океан, исследуют исторические места на Земле Франца-Иосифа, катаются на лодках, рассматривая белых медведей и моржей, корабль прорубает лед, доплывает до полюса (который называют «крышей мира»), около него паркуется, народ высаживается на лед и пешком обходит Северный полюс. Фантастическое путешествие! Хотелось бы, конечно, и такое увидеть. Когда-то, думаю, мы это осуществим. Оба путешествия – и к Северному и к Южному полюсам – за пределами воображения. Поэтому те, у кого есть возможность отправиться в такой тур, должны это сделать. А мы с удовольствием поможем. Я считаю, если у человека есть мечта и есть средства, мечту надо осуществить!
— Спасибо за беседу! Успехов!
Евгений молодец! Один из лучших турагентов современной Беларуси.