Вопросы изменения и расторжения туристского договора в условиях пандемии коронавируса

Вопросы изменения и расторжения туристского договора в условиях пандемии коронавируса

На злободневную тему пишет правовой эксперт РСТО, юрист-лицензиат Сергей Цурко.

Ранее мной было высказано мнение относительно применения форс-мажорных обстоятельств при расторжении договоров в силу распространения инфекции, которая в настоящий момент, по мнению Всемирной организации здравоохранения, приняла характер пандемии.

В последнее время ряд авторов в различных средствах массовой информации с долей убежденности советует, прежде всего, туристам, желающим аннулировать забронированные туры, предъявлять туристическим организациям требования об аннуляции туров на основании статьи 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК).

Предлагаю вниманию туристического профессионального сообщества и туристам свою позицию относительно применения как основания требования изменения или расторжения договора на оказание туристических услуг норм статьи 421 ГК.

Полагаю, комментаторы (в том числе, и представляющие государственные органы),  давая советы туристам обращаться в туристические компании и требовать расторжение договоров с возвратом средств и обосновывать свои требованиями статьей 421 ГК, не в полной мере раскрывают правовую составляющую такого требования. Я имею в виду конкретное обоснование своего требования с указанием причин. Подобные комментаторы сами до конца не представляют правовую природу расторжения договора по данным основаниям.

Ведь, прежде всего, надо учитывать, что предлагать общественности применять такую норму законодательства в условиях, можно сказать, чрезвычайных обстоятельствах, на которые они ссылаются, надо более детально. То есть конкретно основывать правовую природу требований, в том числе, и через призму форс-мажора, при этом определять временной промежуток – от  объявления эпидемии (пандемии) до даты заключения договора на оказание туристических услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Обращаю внимание на словосочетание: «ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА».

Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Согласно части 2, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (п. 4 ст. 421 ГК).

Надо понимать, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок (п.2 ст.422 ГК). При этом 30-дневный срок исчисляется после истечения нормально необходимого времени для получения другой стороной предложения изменить или расторгнуть договор.

Таким образом, исходя из анализа статьи 421 ГК, следует, что ею предполагается возможность расторжения либо изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, в том числе, не отраженных в договоре.

Напоминаю, Пандемия COVID-19 — пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, началась с обнаружения в конце декабря 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй центрального Китая первых случаев пневмонии неизвестного происхождения у местных жителей, связанных с местным рынком животных и морепродуктов Хуанань. В декабре 2019 года власти Китая проинформировали о вспышке неизвестной пневмонии Всемирную организацию здравоохранения.

Из изложенного видно, что изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (ч. 2 п. 1 ст. 421 ГК). Таким образом, главные критерии при расторжении договора по ст. 421 ГК — экономическая целесообразность договора в конкретных условиях И ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, КОГДА ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР.

Вывод:

Если договор на оказание туристических услуг заключен после появления коронавирусной инфекции, положения статьи 421 Гражданского Кодекса не являются правовым основанием для изменения или расторжения договора с туристами или агентствами.

Сергей Цурко

Юрист-лицензиат

+375 29 6555 915

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments