Нынешняя беда с распространением по всему миру коронавируса показала способность к действию государств и эффективность законодательств в экстремальных ситуациях.
Сегодня хорошо прослеживается эффективность институтов государственного управления, эффективность защиты как граждан, так и субъектов хозяйствования, а также – эффективность действующего законодательства.
Правовой эксперт РСТО Сергей Цурко разъясняет один из «нюансов» в деятельности белорусского туризма, который в некоторых случаях существенно омрачает турбизнес и в данный момент заботит практически каждую туристическую организацию.
Предлагаю рассмотреть такую составляющую часть пакетного тура, как чартерную перевозку пассажиров (туристов).
Разработанные изменения в проекте Закона Республики Беларусь «О туризме», который пока все еще не находится в нашем Парламенте, не содержит такого понятия: чартерная перевозка пассажиров.
Вместе с тем, чартерная перевозка туристов по стоимости может составлять до половины стоимости тура.
Я обращаюсь сейчас, как указал выше, к данному маленькому штриху, с одной целью – показать, как в условиях практически форс-мажорных обстоятельств стоимость чартерной перевозки будет влиять на правовое основание рассмотрения споров между туристическими агентствами и туристами, между агентами и туристическими операторами – на конечный расчет сторон.
Повторюсь: понятие «чартерная перевозка пассажиров» белорусское законодательство не содержит.
Только в Воздушном кодексе Республики Беларусь в статье 96 есть норма, определяющая, что, по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов всю или часть вместимости воздушного судна (воздушных судов) для воздушных перевозок.
Заключаем договор на чартерную перевозку туристов с авиакомпанией и – вперед. В договоре, как правило, для нас важна стоимость чартерной перевозки одного места, ответственность авиаперевозчика и туристической компании за оплату, осуществление возврата денежных средств, если турист не полетел, сроки доставки туристов. С возвратом денег туристу, если он не полетел, как правило проблема по договору. Авиабилеты на чартерные авиарейсы в таких договорах невозвратные. Почему? Чартерные перевозки пассажиров экономически выгоднее перевозок на регулярных рейсах, так как они дешевле и на законодательном уровне условия чартерной перевозки не регламентируются.
В настоящий момент статьей 101 ВК также предусмотрено, что в случае, если договор воздушной перевозки пассажира заключен с применением тарифов, не подлежащих возврату, при добровольном отказе пассажира воздушного судна от исполнения договора воздушной перевозки пассажира (невозвратный тариф), сумма, уплаченная за воздушную перевозку, при добровольном отказе пассажира воздушного судна от исполнения договора воздушной перевозки пассажира не возвращается. Эта норма ВК регламентирует тарифы на регулярных рейсах, что иной раз и агенты и туристы путают, и для нашего авиаперевозчика – «Белавиа» — законодательно определено процентное соотношение такого тарифа к возвратному в пределах 30%.
Возникает вопрос, почему при рассмотрении спора в суде между туристом и туристической организацией и при определении фактически понесенных расходов не всегда учитывается судом стоимость чартерной перевозки за туриста, которую оплатила туристическая компания авиаперевозчику? Ведь, это также невозвратный тариф, но в соответствии с условиями договора.
Данный вопрос не только остро стоит при рассмотрении споров в судах, но и при разрешении в настоящий момент ситуаций в условиях закрытия границ, государств, отмены туров, авиаперевозок и т.д. между туроператорами (ТО) и турагентами (ТА), по договорам у которых, при реализации авиатуров включена в стоимость тура и чартерная авиаперевозка туристов.
Если в договоре чартерный билет является невозвратным, значит, его стоимость агенту не возвращается и, соответственно, агент не возвращает эту стоимость туристу – при аннуляции тура. Туристы не воспринимают договор с невозвратным тарифом по чартерной перевозке, им, к сожалению, вторят суды. Это должно измениться!
Так что же делать?
Мне представляется правильным, в особенности, в нынешних условиях, все-таки вернуться к вопросу о законодательном, нормативном закреплении или в Законе или Постановлением Правительства определения чартерной перевозки пассажиров, применяемой в сфере туризма.
Полагаю, можно закрепить вышесказанное в нормативных актах по туризму.
В соответствии с статьей 1 Закона Республики Беларусь «О туризме», тур – это сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих трех видов услуг: по перевозке, размещению, иные туристические услуги;
туристические услуги — услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению;
Статья 15 Закона определяет, как формируется тур, составляется его программа, даются характеристики транспортных средств.
Основными целями государственного регулирования в сфере туризма, согласно статье 6 Закона, являются, в том числе, и обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижение и иные права, реализуемые в сфере туризма.
Как видим, конструкция Закона «О туризме» позволяет включить или в проект Закона или в Правила оказания туристических услуг, утвержденные Советом Министров Республики Беларусь 12 ноября 2014 г. № 1064, предлагаемую норму относительно воздушной и иной чартерной перевозки туристов.
Как вариант, предлагается следующая формулировка:
«По договору фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) или иного договора одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна в целях организации перевозки туристов, в том числе морскими и речными судами, железнодорожным, автомобильным транспортом, для исполнения обязательств туроператора, связанных с реализацией тура, при этом, вопросы стоимости перевозки, срока доставки пассажира и багажа, вылета, отправления, переноса времени вылета, отправления, отмены, замены авиарейса определяются в соответствии с договором фрахтования с авиаперевозчиком (перевозчиком). Тариф чартерной перевозки является невозвратным».
По сути, договор фрахтования представляют две стороны, это возмездный договор, стороны которого определяют его условия. В качестве фрахтователя может выступать физическое либо юридическое лицо, интересам которого соответствует перевозка того или иного пассажира, багажа по определенному договором фрахтования маршруту.
Ведь никто же не предъявляет нашему белорусскому авиаперевозчику «Белавиа» претензий и требований о возврате оплаченных средств за авиабилет по невозвратному тарифу на регулярных рейсах. Так почему по чартерным рейсам предъявляются такие требования?!
Предлагаемая норма схожа с имеющейся нормой в Федеральном законе Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Сергей Иванович Цурко
Юрист – лицензиат
8-029 6 555 915