Коронакризис самым ощутимым образом ударил по мощному флагману туристической деятельности – рынку авиаперелетов.
На примере нескольких зарубежных авиакомпаний, чьи представительства находятся в Беларуси, мы проанализировали, что же сейчас происходит в этом сегменте туризма. Мы задали представителям компаний пять вопросов, ответы на которые дают представление о текущей ситуации в авиаотрасли.
1. Как кризисная ситуация отражается на флоте и персонале авиакомпании?
2. Какова политика авиакомпании по возвратам и ануляциям?
3. Какова агентская политика авиакомпании в связи с кризисом?
4. Каковы прогнозы по возобновлению рейсов?
5. Как в настоящее время ведут себя прямые покупатели билетов – переносят вылеты либо добиваются возврата средств?
Благодарим за комментарии глав представительств авиакомпаний в Беларуси – Игоря Стегайло («МАУ»), Антона Шаха (Etihad Airways) и Веронику Мазуркевич (air Baltic).
«МАУ – Международные Авиалинии Украины»
На сегодняшний день весь флот «МАУ» находится на земле. Выполнение пассажирского авиасообщения в Украине, как и во многих других странах, запрещено. Авиакомпания периодически выполняет грузовые и гуманитарные рейсы – к примеру, перевозит товары медицинского назначения из Китая в Украину. Что касается персонала, то, поскольку в Украине введен карантин, большая часть сотрудников авиакомпании – около 90% — в этот период работает удаленно. С 1-го апреля в компании введен режим простоя.
Пассажирам тех рейсов, которые были отменены, авиакомпания предлагает следующие опции:
Изменение даты путешествия по тому же маршруту без оплаты штрафных санкций. При этом важно, чтобы на новую дату в доступе был оригинальный класс бронирования. В ином случае, пассажиру предлагают доплатить разницу в тарифе. Также есть отличия в тарифных сетках по признаку сезонности.
Обмен неиспользованного билета (или его неиспользованной части) на именной промо-код с дополнительным бонусом 25%. Это также относится и к неиспользованной дополнительной услуге. Срок действия промо-кода – 2 года с момента его оформления.
Возврат по билетам может занять длительный период времени – до 3 месяцев.
Агенты также могут, по согласованию со своими клиентами, изменить дату вылета пассажиров на условиях, описанных ранее. Или же – оформить именной электронный документ на сумму, эквивалентную стоимости билета или его неиспользованной части.
На сегодняшний день действие запрета на пассажирское авиасообщение в Украине действует до 24.04.20 включительно. Возможно, ограничительные меры будут продлены.
Пассажиры авиакомпании «МАУ» подходят к решению вопроса о переносе поездки индивидуально. Те, кто могут перенести свое путешествие, – переносят. Если же запланированный перелет по определенному маршруту для пассажира перестал быть актуальным в текущей ситуации, но частота полетов пассажира велика – оформляют электронные промо-коды (депозиты) для дальнейшего использования.
air Baltic
В данный момент весь флот air Baltic находится на земле. Даже по самым оптимистичным подсчетам, снова поднять весь флот в небо будет невозможно, поэтому авиакомпания приняла решение досрочно осуществить переход на монофлот. После того, как власти Латвии дадут разрешение на возобновление полетов, перевозчик планирует поднять в небо 5 бортов Airbus A220-300 и затем, добавляя по одному борту в неделю, довести их количество до 22.
С вязи с таким значительным сокращением флота проведено сокращение персонала в количестве 700 человек (около 40%). Оставшийся персонал работает удаленно.
По правилам ЕС, авиакомпания предоставляет пассажирам отмененных рейсов выбор ряда возможных действий, независимо от тарифа:
- Замена даты до 31.12.2020;
- Подарочный сертификат на полную стоимость + бонус 20 евро за направление каждому пассажиру и возможность воспользоваться сертификатом до 31.05.2021.
- Возврат полной стоимости авиабилета.
3.
Агенты также могут предложить пассажирам перечисленные варианты. Кроме того, вместо ваучера они могут использовать услугу открытого билета, т.е. это не однократная замена даты по конкретному маршруту, а возможность «заморозить» бронирование – пока пассажир не определится с новыми планами.
Авиакомпания airBaltic готова выполнять рейсы – сразу же, как только правительство Латвии снимет запрет на полеты. Рейс между Минском и Ригой будет возобновлен предварительно в начале июля на бортах Airbus A220-300.
Согласно последним решениям правительства Латвии относительно чрезвычайного положения, авиакомпания airBaltic планирует возобновить регулярные рейсы с 13 мая.
В первые недели работы авиакомпания будет летать из Риги ежедневно в 14 европейских городов — важных деловых и политических центров. По состоянию на июнь постепенно компания будет добавлять новые направления, в том числе популярные места для летнего отдыха, и вновь открывать прямые рейсы из Таллинна и Вильнюса. К концу лета сеть полетов охватит 49 направлений, и еще два собираются присоединиться зимой.
Все рейсы airBaltic будут выполняться на новом самолете Airbus A220-300. Также будут введены несколько новых гигиенических процедур на борту.
Действия прямых покупателей зависят от того, насколько часто пассажир пользуется услугами авиакомпании. Если относительно часто, то ему выгоднее взять подарочный ваучер (нет привязки ни к датам, ни к направлениям, ни к имени конкретного человека + денежный бонус). Если же пассажир летает редко, то, конечно, он предпочитает возврат.
Etihad Airways
В настоящее время Etihad Airways занимается обновлением интерьера своего флота, используя вынужденный простой. Как отмечают в авиакомпании, когда гости будут готовы вернуться – они вернутся в новые самолеты.
Авиакомпания предлагает перенос стоимости действительных билетов (так называемый Etihad Credit) на вылеты до 31 июля 2021 года. Дополнительно перевозчик предлагает денежный бонус в случае, если новые билеты будут стоить дороже старых. Переносить можно не только даты, но и менять направление и класс обслуживания. Также предлагается бонус в форме 5000 миль программы лояльности Etihad Guest. Возврат билетов происходит только по правилам тарифа. Если тариф невозвратный – то возврат стоимости на данный момент не представляется возможным (исключения только для стран ЕС, США, Великобритании и Швейцарии).
Согласно положениям действительных агентских соглашений, сертифицированные агентства обязаны действовать от лица авиакомпании, выполняя все ее указания. Соответственно, агенты следуют политике авиакомпании по ситуации, которая постоянно обновляется и доступна всем в актуальном виде на агентском портале etihadhub.com.
В данный момент рейсы Etihad Airways в Минск отменены до 30 апреля 2020 года. Большая часть маршрутной сети снята до 21 апреля 2020 года.
Согласно последней информации, возобновление полетов авиакомпании отложено до 16 мая.
Дополнительно необходимо отметить, что некоторая часть пассажирского флота Etihad Airways в настоящее время занимается перевозкой грузов по определенным направлениям (Европа, Азия, Австралия). С определенного времени на такие рейсы начали продавать/переоформлять билеты пассажирам, которым необходимо покинуть ОАЭ по различным причинам (сугубо в репатриационных целях). Некоторые СМИ поспешили назвать эти рейсы возвратом регулярного расписания, но это, к сожалению, пока не соответсвует истине. Аналогично работают и другие авиакомпании ОАЭ.
В настоящий момент подавляющее большинство пассажиров авиакомпании ждут, когда возобновятся рейсы. Повторимся: возможность возврата авиабилета зависит от правил тарифа: если тариф невозвратный – то возврат не производится, предлагается перенос. Для прямых пассажиров, кроме Etihad Credit, есть еще одна опция – Travel Bank. Это возврат стоимости авиабилета на виртуальный денежный счет, привязанный к личной карте Etihad Guest.
*********
Что касается других перевозчиков, чьи представительства также находятся в Беларуси, то по информации, находящейся на сайте авиакомпании ЛОТ, все рейсы перевозчика из Польши, а также Венгрии приостановлены минимум до 26 апреля включительно. По текущей информации, ограничение продлено до 2 мая.
«Люфтганза», как и наш отечественный перевозчик, не поставила перевозки на полную паузу и частично продолжает выполнять программу, выработав альтернативное расписание полетов и сохраняя часть рейсов как по Европе, так и в Соединенные Штаты Америки и Канаду. Как сказано на сайте перевозчика, сокращение мощностей в основном затрагивает Европу, Азию и Ближний Восток. В настоящий момент срок, до которого ограничены полеты, — 3 мая.
Турецкий национальный перевозчик Turkish Airlines продлил приостановку международных полетов до 20 мая – так говорится в сообщении на официальном сайте. При этом внутренние рейсы авиакомпании могут начаться раньше — с 1 мая.
28 апреля Turkish Airlines обновила дату начала всех внутренних и международных рейсов. Теперь это 28 мая 2020 года. Об этом в Twitter сообщил глава компании Биляль Экши.
6 мая Turkish Airlines озвучила план возобновления пассажирских перевозок в июне, июле и августе. Сначала она возобновит внутренние перелеты, а затем постепенно восстановит международные маршруты по 22 направлениям в 19 стран. В июне компания планирует восстановить до 60% внутренних перевозок, а в июле и августе их расширить. В частности, в июне перевозчик планирует восстановить полеты в Канаду, Афганистан, Казахстан, Японию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Данию, Швецию, Германию Норвегию, Австрию, Нидерланды, Бельгию, Белоруссию, Израиль, Кувейт, Грузию и Ливан и в итоге совершать по 75 рейсов в неделю. В июле компания будет летать по 103 международным направлениям, в августе — по 160.
Российский «Аэрофлот» объявил официальное ограничение полетов до 15 мая, но в конце прошлой недели убрал из системы бронирования все международные рейсы до 1 августа. Впрочем, представитель авиакомпании тут же поспешил прокомментировать, что «это сугубо техническое решение, оно не означает фактическую отмену рейсов. Мы приняли его, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на наш контакт-центр и на офисы продаж в связи с новыми и новыми циклами перебронирований. Хотим отметить, что не следует искать в этом решении прогнозы по возобновлению международных перелетов».
К вопросу прогнозов добавим, что, в целом, все авиакомпании оказались в одинаковом положении – точные прогнозы невозможны – «правила игры» диктует эпидемия. Помимо «технической» составляющей (снятия запретов на выполнение рейсов какой-либо страной, которые вряд ли будут синхронными), есть и гуманитарная сторона вопроса – как изменится потребительский спрос после кризиса, какой уровень платежеспособности потребителей будет на этапе выхода из коллапса? Если определенные страны откроют свои границы, будут ли эти направления пользоваться спросом после выхода из кризиса? Кроме того, перевозчикам нужно будет анализировать не только прямую, но и транзитную карту перелетов. Остается только надеяться, что кризис не окажется слишком затяжным, и авиакомпании смогут сохранить флот и найти оптимальное соотношение между спросом и предложением.