В трудные времена единомышленники объединяются. Не так давно в РСТО вступило предприятие «Славутасць».
«Славутасць» — это не только декоративное творчество, сегодня это значительный игрок на рынке сувенирной продукции Беларуси.
Что сейчас происходит с этой организацией, которая объединяет более 1000 ремесленников?
Как переживают кризис в туризме люди, которые снабжают сувенирами всю страну, сохраняют аутентичные традиции Беларуси?
Об этом мы беседуем с искусствоведом, директором предприятия «Славутасць» Еленой Спиридоновой.
— Елена Александровна, для начала немного истории. С чего все начиналось?
— В 2019 году «Славутасць» отпраздновала свое 25-летие. Сначала мы были мастерской, нас было всего трое, но дело, как говорится, пошло. В тот год – это был 1992-ой – Фонд «Детям Чернобыля», который возглавлял Геннадий Грушевой, созвал первый съезд «Мир после Чернобыля». Нашей задачей было представить прикладное искусство Беларуси. Но у нас было очень мало сил, и мы начали собирать мастеров по всей стране. Кстати, все, кто участвовал в том проекте, работают с нами до сих пор. Съезд прошел очень успешно, мы осуществили задуманное и одновременно поняли, что в Беларуси есть огромное количество удивительных людей, которые любят прикладное творчество, успешно занимаются им и готовы сохранять традиции, создавая прекрасные образцы, которые могут быть чудесными сувенирами и памятью о Беларуси. А сувениров в те годы в Беларуси, между прочим, почти не было.
— Как в последующем развивалась история предприятия?
— В 1994 году нам выделили помещение в концертном зале «Минск», и там мы открыли первую в стране галерею Национального декоративного прикладного искусства. В то время организация уже объединяла, наверное, человек 200. В 2007 году мэр Минска Михаил Павлов выделил нам помещение по адресу Богдановича, 21, где мы сейчас и находимся.
Кроме того, до последнего времени нам принадлежала галерея «Славутыя майстры», открытая в 2000 году в Троицком предместье, по адресу Троицкая набережная, 6. Сейчас, к сожалению, галерея закрывается – мы не в силах платить аренду! Конечно, жаль терять такое место. До сих пор в «Славутых майстрах» стоит гончарный круг. С 2002 года мы проводили в галерее свадебные обряды в аутентичной белорусской традиции. Мы восстановили не региональный свадебный обряд, а обще белорусский. Молодоженам всегда очень нравилось это действо. Это интересно, познавательно. Какой ручник положить под ноги молодым? А на каком – подать хлеб-соль – и почему именно так, а не по-другому? Что при этом должны делать родители жениха и невесты? Почему невесту вносили в дом на руках? Почему усаживали на сундук? Зачем невеста ткала пояс и подвязывала жениху рубаху? Атракция отвечала на все эти вопросы. В конце обряда гончар брал кусочек глины, разрезал его пополам, на каждой половинке молодые писали свои имена, мастер символически их соединял, и на гончарном круге прямо при молодых делал какую-то форму – горшочек для меда, к примеру, и молодожены могли написать на еще влажной глине самые сокровенные слова признаний. Все это было, все это мы делали!
Но сейчас мы закрываем эту галерею, и этот красивый обряд проводить в Минске больше не сможем. Также мы вынуждены были закрыть нашу точку на железнодорожном вокзале. То есть на сегодняшний день у нас остается только одно помещение – на Богдановича, 21.
— Что сейчас можно увидеть в вашей галерее?
— Можно увидеть работы мастеров, которые составляют изюминку белорусского прикладного искусства. В то же время нельзя сказать, что у нас можно приобрести образцы сугубо традиционного искусства – гончарные изделия или, к примеру, берестяные туеса, тканые пояса. Да, мы придерживаемся основ традиционного искусства, но предлагаем уже современные вещи, которые турист может привезти только из Беларуси.
— И что можно привезти только из Беларуси?
— Допустим, образцы гомельской школы скани. Это, по сути, шедевры. Несколько работ, выполненных в этой технике, есть даже у Папы Римского. Президент ехал в Ватикан, и надо было вручить что-то эксклюзивное. Мастер В.Тесля сделал миниатюрную карету в традициях школы гомельской скани. Глава государства вручал эту карету Папе Римскому как реплику кареты, которая находится в музее Ватикана. И сейчас изделие белорусского мастера также можно видеть в ватиканских экспозициях.
— То есть вы не только реализуете в галерее готовые сувениры, но и делаете подарки на заказ?
— Да, мы немножко странное место – что-то среднее между сувенирным магазином, который можно найти в любой стране мира, и арт-галереей. Безусловно, мы выполняем много заказов на сувенирную продукцию – для организаций, для делегаций. Но есть и просто сувенирка для продажи – шапки, ручки, тарелки, магниты и так далее.
При этом, на стеллажах и полках вы можете видеть много эксклюзивных изделий. К примеру, книги в коже, сделанные – Анатолием Зельбергом – это внук переплетчика, который работал на гродненской фабрике в дореволюционные времена. Представлена у нас и могилевская школа соломоплетения.
В 90-е был всплеск интереса к соломке, сейчас он поутих. А в 2006 году в Беларуси проходил фестиваль мастеров соломки со всего мира. И когда специалисты походили по нашим мастерским, они сказали, что белорусская соломка – бриллиант номер один в мире! Такого виртуозного плетения, как тогда у нас, нигде не было.
Наши мастера поехали за границу, к нам также приезжали специалисты на мастер-классы. Благодаря Л. Главацкой, Т.Кизеевой, Т.Разинской соломка превратилась в ювелирные украшения. Сейчас у нас можно видеть сережки, браслетики, кулоны из соломки – уникальные образцы, изумительная работа. То есть, у нас представлено много штучных изделий, которые составляют гордость прикладного искусства Беларуси.
— Все, кто занимается «хэнд мэйдом», считают за честь присоединиться к «Славутасці»?
— У нас сейчас больше 1000 мастеров, при этом около 200 человек – это золотой фонд, который я не отдам никому и никогда. Остальные – это люди, которым нравится прикладное творчество, но они преподаватели в школах, занимаются разными видами деятельности по основной специальности, и у нас представлены только чуть-чуть.
— «Славутасць» помогает ремесленникам продавать продукцию?
— Да, прежде всего, это реализация. Потому что любой промысел не будет существовать, если нет продаж. Мы обеспечиваем мастеров заказами. У нас есть сайт, инстаграм, мы принимаем заказы, существует огромная аудитория, с которой мы давно работаем – организации, предприятия. Скажем, надо директору фирмы подарок ручной работы. К нам приезжают сотрудники, рассказывают о человеке, придумываем идею, и наш мастер изготавливает подарок. Мы делаем штучные, адресные вещи. Я все время повторяю: «Славутасць» — не обычный магазин, мы воплощаем в материале впечатления о Беларуси!
— Можно ли сказать, что вы торгуете брендами Беларуси?
— Мы торгуем всем, что ассоциируется с Беларусью. Зависит от интересов посетителей. Кому-то нужно увидеть Шагала и Малевича. А кому-то нужны пара магнитиков и что-нибудь с флагом Беларуси. Если посетителю нужен брелочек, то он берет свой сувенир и уходит. А если человек хочет получить информацию, то он заходит к нам и говорит: «У вас как в музее, но в музее нельзя потрогать» и мы с удовольствием и гордостью водим человека по залу.
— Слуцкие пояса – это часть бренда страны?
— Конечно! Хотя мы же знаем историю, откуда на самом деле пошли эти пояса: турки приехали в Украину, и оттуда Радзивиллы привезли пояса на наши земли. Но, безусловно, Слуцкий пояс – это часть нашей истории, годнасць нашей шляхты, белорусский бренд, который в свое время Екатерина II запретила носить шляхтичам, как символ протеста против захвата Россией наших территорий.
— Вышиванки пользуются спросом?
— Вышиванками мы занимаемся лет пятнадцать – еще до всего этого бума. Две мастерицы, которые хранили эти традиции, уже, к сожалению, достаточно пожилые люди и перестали заниматься изготовлением народных рубашек, причем они выполняли весь процесс от начала до конца – настоящий крой, вышивка и так далее. Но и сейчас есть люди, которые выполняют эту работу на очень достойном уровне.
Ведь вышиванка – это не просто рубаха с орнаментом, не просто одежда. Как-то я была во Франции в составе делегации, шла в национальном костюме по незнакомой улице и чувствовала, что у меня такая мощная защита. Я не боялась потеряться, не боялась чужой страны, я чувствовала себя в абсолютной безопасности, хотя не знала ни города, ни языка.
— Иногда кажется, что мы свои сувениры и свою историю как-то скучно презентуем…
— Раньше одна из наших точек располагалась на улице Кириллы и Мефодия в историческом здании ХYII века. В интерьере были представлены рыцарские латы, реконструкция старинного оружия, щиты с геральдикой. Мы сделали атракцию под названием «Шляхетны падарунак». Там работал мастер-керамист, проводились мастер-классы для школьников и гостей города. Пошили шляхетные костюмы – чтобы туристы могли в них фотографироваться (рядом был музей карет, и фото делали в соответствующей обстановке, что прибавляло посетителей в экспозицию).
Маленькое помещение, но аренда за два года материально нас истощила, и мы закрыли проект. Вообще, такие вещи не делаются за плату! Это не бизнес! Это то, что нужно городу, нужно туризму, нужно стране. Мы же существуем для того, чтобы страна была привлекательной для туриста!
Нужно понимать, что Минск, и, в целом, Беларусь – это не Париж, не Прага и не Львов. Нам обязательно нужны какие-то точки опоры для внутреннего и въездного туризма. Чтобы человеку захотелось вернуться. У нас нет таких памятников архитектуры, как в Париже, но мы можем точечно создавать такие городские структуры, аттракции, объекты, чтобы человек приехал, ахнул, а потом сказал всем своим знакомым – поезжайте в Минск, там интересно!
Я считаю, то, что мы делали на Троицкой набережной, 6, когда гончар работал прямо на виду у публики – это было классно. Собиралась толпа людей, мы вытаскивали гончарный круг на крыльцо – людям это нравилось. Мы сотрудничали с коллекционером, который собирал самовары, он выставлял их на крыльцо, угощал людей чаем… Этот блеск самоваров – видный с Немиги – это было шоу! Но мы закрываемся, не выдерживаем аренду. Сейчас мы оставили только помещение на Богдановича, 21, потому что надо было выбирать.
— Как законодательство помогало вам на протяжении этих 25 лет?
— В нашей истории было два ключевых момента, которые нас поддержали. Это Закон о ремесленниках, который позволил людям работать с минимальным налогом. И второй момент – введение безвизового режима. Мы его чувствуем особенно, когда в городе проводятся спортивные мероприятия, конференции.
— Елена Александровна, а были в Беларуси золотые времена для ремесленников? Сувениры, в принципе, могут быть прибыльным делом?
— Я вспоминаю 90-е, когда к нам вдруг поехали туристы. Беларусь открылась для мира, и стала интересной зарубежным путешественникам – как необычная новая страна. В те годы некоторые мастера даже дома построили за счет своего ремесла. То есть, хороший спрос на такие изделия был, и были, в целом, неплохие доходы. Но, по сути, откровенно «золотых» времен никогда не было! Всегда было достаточно тяжело. Золотых гор мы никогда не видели, и, чтобы мы ни делали, никогда их не смогли бы получить. Это не то занятие, которое приносит шальные деньги. Это аутентика, сохранение традиций! Но, конечно, такого упадка, который переживают белорусские ремесленники и сувенирка сейчас, никто не ожидал!
Тот же «Млын», который рассчитан больше на внутреннего потребителя, но, тем не менее, мастера готовились, закупали материалы – «Млына» не будет! В городе не было туристов на майские!
А ведь 10 дней на Новый год, 10 дней осенью на ноябрьские праздники, и 10 дней майских – нас реально поддерживали. И не только нас. На этом держались экскурсоводы, принимающие турфирмы. И вдруг — бабах! Армия людей, больше 1000 ремесленников, осталась без ничего. С марта нет продаж!
Туристов, понятное дело, нет – границы закрыты. Белорусы тоже стараются не ходить сейчас по магазинам. Наша специфика в том, что мы, в отличие от «Млына», всегда были ориентированы на зарубежных гостей. На то, что «о Беларуси», а не то, что для белорусских потребителей. Мы очень хорошо развивались в этом направлении, это была наша ниша, мы профессионально в ней работали, без халтуры, с высокими требованиями к продукции. И сейчас остались ни с чем! А ведь для многих доход от ремесленничества — основной.
— Какая поддержка сейчас вам нужна от государства?
— У нас было бы больше шансов выстоять, если бы мы удержали эти точки, которые у нас были. Понятно, что можно больше продать на трех точках, чем на одной. Но вот приходится закрываться!
Несмотря на 143-ий указ, аренда не уменьшена. Указ вышел, когда мы уже два месяца сидели без доходов. Но в указе пометка – на усмотрение местных органов. К сожалению, местные органы до сих пор и смотрят. Только на днях позвонили из «Спадчыны», что допсоглашение к нашему договору, которое подготовят, они отправят на комиссию по недвижимости в Мингорисполком, комиссия рассмотрит, мы заплатим за рассмотрение – в общем, все еще ждем решения по нашему вопросу.
Сейчас мы в буквальном смысле «лежим» и выхода нет. Пока никакой поддержки мы не почувствовали, хотя я бомбила письмами инстанции с конца марта. Сотрудники с марта – на неполной рабочей неделе. В апреле они уже работали только один день в неделю. Потому что уже не было работы! Я тоже нахожусь на рабочем месте без сохранения заработной платы. Просто выполняю свой долг, чтобы дело не закрылось. Просто надеюсь на лучшее! Если бы мы остались хотя бы в прежнем режиме, то за лето мы бы приподнялись. Неужели невозможно снизить аренду? Я забросала письмами город: «Сделайте хоть что-нибудь, чтобы мы сохранились!». Ведь «Славутасць» — уникальное объединение творческих людей, которые сплотились, чтобы прославлять Беларусь, дать возможность иностранным гостям увозить домой частичку нашей страны. Неужели государство нас не поддержит?..