О том, как повлиял на белорусский турбизнес и выездной туризм этот непростой год и как может развиваться ситуация в грядущем 2021-м, – наш разговор с главой компании «Вояжтур» Евгением Сазыкиным.
— Евгений, год, как помним, начинался вполне удачно, все шло отлично. И вдруг – глобальная пандемия со всеми вытекающими для туризма последствиями. Насколько тяжело было решать возникшие проблемы?
— 2020 год действительно начинался достаточно удачно. Раннее бронирование летних туров стартовало еще осенью 2019-го в достаточно хорошем темпе, активно шли текущие продажи экзотических направлений. Не было никаких предвестников коллапса.
Ситуация обострилась в середине марта. Турбизнес столкнулся сразу с двумя острыми проблемами. Первая – необходимость экстренно возвращать туристов домой – из-за закрывающихся границ и введения карантина во многих странах. Вторая – шквал аннуляций, требования возврата оплаченных средств за туры. Я считаю, что белорусские турфирмы боролись с этой сложнейшей ситуацией достойно! Практически — без поддержки государства.
В первую очередь, нужно было вывезти туристов. Туроператоры, совместно с посольствами, Министерством спорта и туризма и авиакомпанией «Белавиа» смогли организовать доставку организованных туристов домой, несмотря на существенные финансовые потери. В течение нескольких недель все организованные туристы были возвращены на родину.
Вторая проблема – возврат средств. В последние годы мировой турбизнес рос высокими темпами – строились отели, увеличивались парки авиакомпаний, на рынке постоянно появлялись новые турагентства и росло количество персонала, занятого в туризме. Все эти процессы требовали значительных финансовых вливаний, которые стимулировались привлечением средств в виде скидок, невозвратных тарифов и так далее. Глобально все это способствовало развитию рынка и делало путешествия более привлекательными и доступными.
В сложившейся весной ситуации вся система, весь рынок оказались в шоке и на какой-то момент просто замерли. Все поставщики прекратили возвраты средств, а турфирмы оказались в коллапсе. Никто не понимал, как и когда закончится локдаун, когда будут возвращены средства поставщиками, не было протоколов действий в подобных ситуациях.
Тем не менее, белорусские компании смогли достаточно оперативно сориентироваться и начать действовать. Как помним, РСТО провел круглый стол для туроператоров и турагентств, на котором обсуждались все варианты выхода из сложившейся ситуации.
Бесспорно, нам было непросто. Не все решения удовлетворяли интересам всех участвующих сторон. Но поиск компромисса был необходим, и он был достигнут. Были предложены варианты замены направлений, переноса броней на аналогичный период следующего года, трэвел-кредиты или возврат средств в какой-то перспективе.
— С каким объемом броней разобрались в этом году и сколько туров перенесли на следующий?
— Очень важным был старт чартерной программы в Албанию в июне. Это дало рынку надежду на то, что не все потеряно и сезон будет! Возобновление полетов вернуло турбизнесу оптимизм и надежду на восстановление. Позже к Албании добавились Турция, Черногория, Египет, Тунис, Болгария. Тут, конечно, нужно поблагодарить консолидаторов и туроператоров, работающих на программах, – за смелость и профессионализм, оперативность и большую работу!
Я считаю, что в условиях этого сезона количество направлений и рейсов находилось в оптимальном сочетании со спросом со стороны туристов. Многие отказались от поездок из-за боязни заболеть или неизвестности, ведь первоначально было непонятно, как будет организован отдых в условиях «новой нормальности». Поэтому небольшое количество доступных направлений позволило избежать демпинга и немного заработать, чтобы компенсировать понесенные в весенний период убытки.
Также удалось вернуть часть средств туристам, отказавшимся от туров, или предложить клиентам альтернативные варианты отдыха.
В нашей фирме к концу 2020 года количество невыполненных обязательств перед клиентами не превысит 20%, что считаю очень хорошим результатам в нынешних обстоятельствах. У многих фирм ситуация менее оптимистичная — у кого-то переносы туров составляют 40% и даже больше.
— От государства настоящей поддержки так и не дождались. Что показала эта ситуация? И, по вашим данным, какой процент турфирм ушел с рынка в результате кризиса?
— Да, к сожалению, поддержки со стороны государства, которую получили наши коллеги в других странах, белорусский турбизнес не увидел. Меры поддержки согласовывались очень долго и не были эффективными. Указ об отсрочке исполнения обязательств, который позволил бы турфирмам избежать судебных издержек и прессинга со стороны клиентов, так и не был принят.
Тем не менее, количество компаний, начавших процесс ликвидации, по моим оценкам, не очень велико. К сожалению, точной статистики у меня нет. Предполагаю, что кризис отрасли продолжится и в 2021 году и отрасль будет восстанавливаться в течение нескольких лет. Количество турфирм и людей, занятых в туризме, также сократится и останутся настоящие профессионалы своего дела, которых очень закалил 2020 год. Безусловно, мы ждем, что государство все-таки обратит внимание на проблемы туризма и выработает план спасения и восстановления отрасли, в том числе — въездного и внутреннего туризма.
Относительно нашей компании, мы практически лишились возможности отправлять летом туристов в Европу и на экзотические курорты. Мы перестроились и начали активнее предлагать Черногорию и Турцию. Эти направления мощно прибавили в качестве за последние годы и открыли большое количество отелей высокого уровня. Благодаря снижению цен и отсутствию туристов из других стран, белорусский рынок был очень важным на этих и других направлениях, а туристы смогли комфортно и безопасно отдохнуть в незагруженных отелях и на практически безлюдных пляжах.
— Какие направления сейчас продаются?
— Осень – традиционный сезон европейских уик-эндов. Так как страны шенгена для нас закрыты, жемчужинами экскурсионных туров стали Стамбул и Белград, которые раньше были менее востребованы из-за большого количества более популярных альтернатив.
Помимо традиционного лидера осенне-зимнего периода – Египта – лидерами по популярности стали Мальдивы и остров Занзибар.
— По вашим оценкам, какой объем продаж потерял белорусский туристический рынок в этом году – если сравнивать результаты с 2019-м?
— Могу говорить о результатах работы нашей компании. В целом, по итогам года, объем туристов в нашей компании снизится на 70-80%. Думаю, эти цифры приблизительно можно экстраполировать на весь рынок. При этом нам удалось сохранить нашу профессиональную команду и потерять не более 10% персонала. Мы использовали этот сезон для улучшения бизнес-процессов и разработки нового сайта – с надеждой на будущее восстановление отрасли.
— Ваш прогноз на будущий год?
— Предполагаю, что 2021 год будет также непростым в туризме. К эпидемиологической ситуации добавляются также экономические проблемы и политический кризис в нашей стране. В то же время есть поводы для осторожного оптимизма. Постепенно многие страны планируют снова открывать свои границы для туристов и смягчать ограничения после вакцинации населения.
Я очень рассчитываю, что надежды на вакцину и отработанные протоколы лечения вируса оправдаются, мировая экономика начнет свое восстановление, а вместе с ней – и наш белорусский туризм.
Хочу пожелать коллегам успешного 2021 года! Не отчаивайтесь и помните – после любого падения обязательно начинается рост!