Об этом говорила глава компании «Виаполь» на круглом столе «Туризм в период пандемии: вызовы и ответы».
Круглый стол прошел 23 апреля в рамках выставки «Отдых – 2021» и был организован Департаментом по туризму МСиТ и Национальным агентством по туризму.
Галина Потаева предметно рассказала присутствующим о роли туроператоров в формировании и продвижении национального белорусского турпродукта.
По мнению Галины Ромуальдовны, нужно отдавать себе отчет в том, что белорусы с наибольшей охотой выезжают за впечатлениями за границы родины – в Турцию, Египет, Италию, Грецию и многие другие страны. Их манят новые ощущения, иные культуры, природное разнообразие. «Наш мир так прекрасен и многолик, что, конечно, надо ездить и смотреть, — сказала Галина Потаева. – А жгучей потребности ехать и смотреть свою страну – у белорусов нет. Для этого и нужен отечественный туроперейтинг в области национального турпродукта – чтобы сформировать эту потребность. В нашем маркетинге, к примеру, мы используем такую формулу: «Если у вас есть свободное время, если к вам приехали гости, — попробуйте Беларусь!» Турпродукт – это цепочка услуг. Я, например, считаю, что наши белорусские экскурсоводы – лучшие в мире. Работа экскурсовода, объекты инфраструктуры, различные услуги, которые предоставляются по маршруту, способность туристической компании сложить все составляющие в одну работающую схему – все это и есть национальный туропродукт, который невозможен без туроператора!».
Как заметила руководитель «Виаполя», велика роль туроператора и в такой составляющей туризма, как логистика. Простой пример. Не имея автомобиля, вы вряд ли сможете в один день посетить такие наши экскурсионные жемчужины, как Мир и Несвиж – не позволит транспортное сообщение. В то время как туроператор делает маршрут удобным, цельным, максимально насыщенным.
Кроме всего прочего, туроператоры дают людям работу на местах – способствуют развитию туристической инфраструктуры, в том числе – ремесел, производства сувенирной продукции.
Безусловно, Беларуси по-прежнему не хватает внятного туристического бренда. «Если речь идет об инкаминге, то не понятно, зачем туристу ехать в Беларусь, — сказала в своем выступлении Галина Ромуальдовна. — Мы знаем, для чего стремимся во Францию, Турцию, Испанию или Египет. Но зачем иностранцу посещать нашу дестинацию – мы по-прежнему так и не сформулировали. Это, на мой взгляд, также общая задача – для всех заинтересованных структур в связке с туроператорами».
Что касается пандемии и ее последствий, то, как сказала Галина Потаева, по результатам работы компании «Виаполь», въездной поток упал в 15 раз, внутренний – приблизительно на 40% — в сравнении с результатами 2019 года. 2020-ый оказался самым тяжелым в истории белорусского туризма. Глава «Виаполя» напомнила, что в 2019 году в Беларусь по линии туроператора приехали 26 тысяч иностранных посетителей из 46 стран. Кстати, в географии экскурсионных маршрутов «Виаполя» — около 300 различных белорусских поселений, с туроператором работают более 200 агентов. Плодотворное сотрудничество всех участников рынка – безусловно, залог успеха в продвижении и реализации национального турпродукта.