Российские туристы пока вяло отреагировали на отмену ограничений на пересечение границы.
Что поможет перезагрузить российский туризм в Беларусь и как изменится спрос? На эти вопросы попытался ответить корреспондент портала atorus.ru.
Продажи туров в Беларусь упали с началом пандемии. Сейчас на спрос по белорусскому направлению влияет, прежде всего, геополитическая напряженность. Беларусь граничит с Украиной, а ее южные области являются ближним тылом для группировки ВС РФ. Поэтому многие россияне опасаются путешествий в союзное государство из-за возможных рисков осложнения ситуации. Сейчас спрос на туры в Беларусь очень невелик.
«Продажи туров в Беларусь в сравнении с 2019 годом упали в 10 раз из-за комплекса факторов, для преодоления которого нужны активные действия как белорусских властей и партнеров, так и российской туристической розницы, которая из-за пандемии подзабыла про белорусский продукт», – резюмирует генеральный директор туроператора «Дельфин» г-н Ромашкин.
С 18 марта 2022 года сняты все ограничения по пересечению наземной границы в Беларусью.
Теперь россияне могут, как и до пандемии, въезжать в Беларусь с любыми целями, включая туризм. Прежде виды поездок россиян через наземную границ были строго регламентированы. Например, выезд в Беларусь на личном автомобиле разрешался только при наличии документов на лечение или санаторный отдых.
Предоставлять ПЦР при поездке в Беларусь по воздуху россиянам все еще надо, но уже анонсирована отмена и этого требования в ближайшем будущем.
По мнению туроператоров, отмена ограничений на пересечение российско-белорусской наземной границы – важное и давно ожидаемое событие. Однако эффект от него не будет скорым: раньше марта-июня оживления спроса на туры в Беларусь участники рынка не ждут.
Причин тому несколько.
Основной спрос на белорусском направлении традиционно приходится на санаторный отдых – 80% всех бронирований. Однако в последние годы качественное санаторное лечение в Беларуси обходится всего на 5-7% дешевле, чем в России.
Эта разница в цене сегодня нивелируется сегодня как возросшей стоимостью перевозки (авиабилеты в Беларусь за два года подорожали в два раза), так и кешбэком при бронировании санаторного отдыха в России (на туры в Беларусь кешбэк не начисляется, поэтому эти предложения выглядят сейчас менее выгодно).
Тем не менее, полагает г-н Ромашкин, у Беларуси есть важные преимущества, грамотное использование и продвижение которых позволит в будущем перезагрузить российский туризм на этом направлении.
Среди таких преимуществ эксперт выделяет безвизовый режим, разнообразие удобной перевозки, прием карт «Мир», доступность туристических услуг, широкий выбор экскурсионных туров и качественный санаторный отдых.
Большим плюсом направления является возможность расчета с поставщиками туристических услуг в российских рублях.
«Платежи идут в рублях и проблем с этим нет», – отмечает глава «Дельфина». Об отсутствии каких-либо проблем в расчетах с Белоруссией сообщили и туроператоры «Мультитур» и «Алеан».
«Основной объем контрактов по Беларуси давно уже заключается в российских рублях, сейчас мы стараемся перевести оставшихся партнеров на аналогичную систему расчетов, так как нестабильность валютных курсов приводит к постоянным колебаниям цен», – рассказали эксперты.
Как полагает Сергей Ромашкин, оживление продаж наземных услуг на белорусском направлении начнется с регионов, которые ближе всего к границе с соседней страной: это Псковская, Смоленская и Брянская области.
«Определенный турпоток также был из Санкт-Петербурга. Многие петербуржцы путешествовали в Беларусь на личном автотранспорте. Но раньше лета туристы сколько-нибудь массово не поедут», – добавил эксперт.
Новые тренды: Минск как направление для шопинга и спрос на загородный отдых
Изменений предпочтений туристов в выборе видов отдыха в Беларуси большинство туроператоров не ждет: как и до пандемии, основной объем спроса придется на оздоровительный отдых в санаториях (порядка 70-80% продаж).
Тем не менее, эксперты прогнозируют появление новых трендов спроса на поездки в Беларусь.
Во-первых, эксперты предсказывают рост интереса к сити-турам в Минск и другие белорусские города ради шоппинга в магазинах мировых брендов, которые недавно ушли из России.
Во-вторых, на фоне нынешнего высокого спроса на загородный отдых прогнозируют увеличение спроса на размещение в загородных отелях и базах отдыха на берегу водоемов и рек в Беларуси.