Руслан СЕГЕНЮК: «Связка «туроператор-турагент» сейчас становится как никогда тесной и важной!»

Руслан СЕГЕНЮК: «Связка «туроператор-турагент» сейчас становится как никогда тесной и важной!»

1 января 2023 года в Беларуси вступил в силу новый Закон «О туризме».

Он внес существенные коррективы в работу отрасли. Коррективы касаются и новых взаимоотношений туроператор-турагент, и наличия фингарантий у туроператоров.

Текущую ситуацию, сложившуюся в белорусском турбизнесе, комментирует Председатель Правления Республиканского Союза туристических организаций Руслан Сегенюк:

— Со вступлением в силу нового Закона «О туризме» с 1 января 2023 поменялась вся механика работы в отрасли. Особенно, это касается взаимоотношений туроператор-турагент.

Теперь турагенты в момент продажи путевки туристу – де-факто и де-юре являются представителями туроператора со всеми вытекающими отсюда преимуществами для турагента: такими, как отсутствие ответственности по самому туру (так как исполнителем является туроператор) и новые обязанности для турагента строго соблюдать те требования, которые туроператор предъявляет к своим представителям-турагентам.

С конца года идет и, я предполагаю, еще месяц-два продлится бумажно-волокитный период, переподписания новых договоров, осознания новых ролей, возможностей и обязанностей, техническая адаптация возможностей. Уверен, к середине марта в этой части большинство бумажных вопросов будет закрыто и начнется стандартный рабочий процесс.

К слову, этот процесс и не останавливался. Но первые дни нового года, конечно, внесли некую нервозность в работу. Хотя, откровенно говоря, гораздо большие неудобства и необходимость трансформироваться для турагентов внес новый налоговый кодекс и повышение налогов.

Туроператоров изменения нового Закона «О туризме» коснулись в части необходимости формирования фонда ответственности с ежеквартальным внесением в него значительных сумм. Фактически эти суммы нужно вывести из оборота и заморозить. Также новый Закон обязал туроператоров разработать новые договора с турагентами и проработать все связанные с этим технические моменты.

Налоговый кодекс туроператоров фундаментально не затронул, так как все крупные операторы всегда были на ОСН (речь не идет о повышении некоторых налогов).

К слову, после того как РСТО объявил о создании на базе нашего Союза Фонда ответственности туроператоров, число желающих вступить в РСТО выросло в разы. Однако положительное решение о вступлении в Союз получили от правления РСТО далеко не все туроператоры.

Правление в этом случае голосовало, исходя из предоставленных туроператорами документов о прибылях и убытках и других предоставленных претендентами документов. Фонд – это все-таки коллегиальная финансовая ответственность, а РСТО – это крупнейший и старейший Союз туристических организаций в стране. Нам хотелось бы, чтобы так и оставалось.

Несмотря на то, что РСТО выступал резко против нового Закона «О туризме», считая его в различных моментах недостаточно современным и не отвечающим требованиям времени, не проработанным и сырым – Закон вступил в силу, и все мы обязаны работать строго в соответствии с его нормами.

Тем не менее, члены РСТО продолжат работу над возможностью внесения в новый Закон правок, облегчающих или упрощающих работу всей отрасли. Наш рынок за последние годы пережил немало потрясений, но у меня нет никаких сомнений, что в ближайшее время все наладится. Всем нам необходимо набраться терпения и продолжать работать сообща.

Наш рынок до 2023 года структурно делился на 20-50 туроператоров и около 1200 турагентов (примерно 90% – независимые небольшие турагенты, остальные – фирменные или франшизы). От 70 до 95% объема продаж крупных ТО составляют агентские продажи, и так будет еще очень и очень долго.

Изменение Закона «О туризме» и структуры взаимоотношений ТО и ТА (кстати, принятое в большинстве своем благодаря инициативе ТА) и во многом принятие нового налогового кодекса, на мой взгляд, спровоцирует в ближайшие годы особенный скачок глобализации и укрупнение рынка.

Поскольку все внешние факторы указывают на то, что все мы в белорусском туризме на протяжении еще минимум 5-7 лет будем находиться в системе координат «выживание» – такие периоды лучше проходить сообща. Если мы хотим, чтобы отрасль выжила, у  нас нет другого выхода, кроме как поддерживать друг друга. Поэтому связка «туроператор-турагент» сейчас становится как никогда тесной и важной.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments