Эта фирма и ее руководитель — Галина Михайлова — ассоциируется с Черногорией.
Галина Федоровна Михайлова – внесла огромный вклад в то, чтобы это направление появилось на нашем рынке.
Сегодня мы вспоминаем, как Галина Михайлова стала одним из пионеров белорусского турбизнеса, каким образом компания «Смолянка» появилась на свет и с какими трудностями черногорское направление заходило на наш рынок.
— Галина Федоровна, мы знаем, что название вашей фирмы связано с очень печальной историей…
— Да. Когда в 1997 году я пошла регистрировать свою турфирму, я знала, что назову ее в память своих сестер, которые утонули, и в честь мамы, которая очень быстро после этого трагического происшествия ушла из жизни. Все это происходило в Смоленске, где мы тогда жили, поэтому я выбрала такое название для фирмы – «Смолянка». Всего в нашей семье было пять сестер, две девочки, 12 и 14 лет, отправились на лодке за кувшинками и утонули. Мне тогда было два года. Называя фирму, я держала в голове одну простую вещь – я никогда не обману людей, которые мне доверятся, мне просто не позволит это сделать память о моих умерших близких.
— Как вы начинали свою деятельность в туризме?
— В этом году исполняется 60 лет с тех пор, как я вошла в туризм. В 1963 году я еще училась в школе, но уже с 9-го класса начала подрабатывать внештатным экскурсоводом в «Смоленсктуристе». Сопровождала туристические группы в Киев и другие города.
Потом в 1965 году я переехала в Минск к дедушке и поступила в институт иностранных языков, чтобы изучать французский. Работала переводчиком в конструкторском бюро. Была три года в командировке в Алжире. Затем вернулась в конструкторское бюро. Но все это время я думала о туризме, мне всегда очень нравились путешествия, работа с туристами.
В конце 80-х начались коммерческие поездки в Польшу. Я тоже ездила. Затем работала директором у Людмилы Петрович в «Галар-Экспо» (специализация – автобусные и образовательные туры, фирма образована в 1994 году – ред.). Мы сотрудничали с «Турлюксом» (известный автобусный оператор, работает на рынке с 1994 года – ред), возили группы во Францию. Помню, за одно лето 7 раз возила группы, попеременно сопровождали туристов – то я, то Вася Глезов.
В 1997 году на свет появилась «Смолянка», мы начали работать по Болгарии. В том же году я поехала на туристическую выставку в Варшаву и работала на стенде рядом с «АлатанТуром». Ко мне подошел Мирко Митич – директор «Путника» из Белграда и говорит: «А вы не хотели бы поработать с Черногорией?». Я спрашиваю – «А где это?» — «Ну, это на Адриатическом море, маленькая, но очень красивая страна – съездите, посмотрите» — «А как можно съездить?» — «Я вам ваучер дам».
Думаю – чего не съездить? Доехала на поезде до Софии, потом – в Белград. В Белграде мне дали бесплатный авиабилет до Тивата «Югославскими авиалиниями» – 45 минут полета. Меня встретил Александр из «Путника», разместил в отеле «Алет Моц». Старый отель, он и сейчас есть. Я за три дня объехала всю Черногорию, все побережье.
— Каковы были первые впечатления?
— У меня глаза из орбит выскакивали. Я такой красоты не видела! Много раз была во Франции – там красивые дома, великолепная история. Но Черногория поразила, прежде всего, природой. Будва была такая маленькая. Никаких высоток, одни черепичные крыши. Тогда еще, кстати, немецкие марки были в обороте. Единственным большим отелем был «Славянский пляж». В 1997 году размещение в этом отеле для одного человека стоило 17 марок, это 8 долларов, причем на хорошем полупансионе. Другие варианты – дома, апартаменты – стоили 5 марок в сутки за человека, вообще 2 доллара. Я вернулась в Минск и сказала – все, мы будем возить туристов в Черногорию.
— Начали с автобусных туров…
— Да, в 1998 году летом мы уже поставили первый автобус в Будву. Конечно, эти первые поездки… столько приключений. Помню, Серж Миранович, консул сербского посольства в Беларуси, прямо на капоте автобуса перед отъездом ставил водителям визы в паспорт. Сейчас дороги отличные по пути в Черногорию. А тогда такие крутые спуски, дороги узенькие, руки у наших водителей дрожали, колодки в автобусах сгорали.
Сначала ездили только наши белорусские водители по всему маршруту – от начала до конца. Потом я додумалась в Белграде пересаживаться на югославские автобусы с местными водителями. Юги едут быстрее наших, автобусы лучше. Маршрут был такой: Минск – Белград – Будва – Будапешт. В Будве автобус забирал уже отдохнувших туристов, вез в Белград, наш автобус ждал и забирал группу. Потом начали делать маршруты и с Прагой, и с Италией, в Баре пересаживались на паром и отправлялись в Бари.
— Как появились первые чартеры в Черногорию?
— Я долго просила нашего любимого, ныне уже покойного, Славу Кумейшу, «Юнионлайн» – давай поднимем самолет. Он говорил – рано. Потом появилась компания «Эубис». Я начала их упрашивать. Мы пару месяцев обсуждали тему, и в конце июня 2000 года самолет все же полетел. Первый чартер в Тиват. Командовали парадом Виталий Томашевский и Михаил Богачев. Честно говоря, когда я летела на этом первом рейсе в Черногорию, я просто плакала от счастья, потому что нашим людям больше не надо три дня добираться до Черногории – по крутым горам. Автобусные туры, безусловно, остались, потому что разница в цене была довольно существенная. Но радовала сама возможность предложить туристам перелет.
Два сезона мы отлетали с «Эубисом», потом полетели с «Юнионлайном». После «Юнионлайна» бессменным консолидатором чартера стал «Аэротрэвел» и Александр Працукевич. «Юнионлайн» был заказчиком рейса, но не был туроператором. Когда началась история нынешнего «Аэротрэвела» и в фирму пришел Александр Михайлович Працукевич, он поступил очень грамотно, компания стала туроператором и одним из ведущих игроков на направлении. Постепенно определилась команда туроператоров, которая все эти годы работала на направлении – «Смолянка», «Аэротрэвел», «АлатанТур», «Трэйд Вояж», «Ростинг», «Интерсити», «Туссон Вояж» («Тайм Вояж»), «Вояжтур», «Топ-Тур» и другие.
— Говоря о Черногории на белорусском рынке, невозможно не вспомнить «Р-Турс» и его главу Ратко Читаковича. Наверное, никто не сделал столько для черногорского направления, сколько лично господин Читакович.
— Сначала я работала с «Путником». А потом в гостинице «Алет Моц» меня познакомили с Ратко Читаковичем. Он сказал – я дам хорошую цену на хорошую гостиницу «Славянский пляж». Мне эта гостиница очень нравилась. Большая, как городок, улицы выстроены, как калеты. И Ратко дал мне возможность бронировать «Славянский пляж» по цене 17 марок.
Для меня Ратко Читакович – это великий человек, личность большого масштаба. Он – как Гулливер – большой, сильный, надежный. Один раз я попыталась поработать с другой фирмой, которая сказала – Галина, даем вам цену 13 марок за «Славянский пляж». Я колебалась, но подумала – 13 – это же туристам будет выгоднее, попробую. Отправляю первую группу – все нормально, уезжает вторая группа – ночью звонок: людей разместили совершенно в иной гостинце, около окружной дороги! Звоню Ратко, плачу. Он мне с укором – «Галина, Галина! Никогда не меняй коней на переправе!» И что он сделал? Прислал свой автобус, забрал людей, поселил в «Славянский пляж» и дал дополнительно сутки за ту ночь, которую они провели в плохих условиях в другом отеле. С тех пор я не меняю своего надежного партнера «Р-Турс». И низко кланяюсь Ратко Читаковичу за все годы нашего сотрудничества и нашей дружбы.
Он приехал в Минск, собрал фирмы, сформировал группу операторов, чтобы грузить авиацепочку. На первых чартерах большую часть самолета занимали наши туристы – туристы от фирмы «Смолянка». Потом, конечно, мы начали терять позиции.
— Вы достаточно долго держали этот рынок, являетесь пионером на направлении, вложили душу в раскрутку Черногории…
— Мы всегда специализировались на Черногории, два наших офиса грузили только Черногорию. Все сотрудники досконально знали направление, много раз ездили в рекламные туры. Долгое время Черногория ассоциировалась с названием «Смолянка». Но возможно моя ошибка была в том, что надо было не бросать и другие направления. Продолжать делать ту же Болгарию.
Очень жалею, что не занялась Албанией. Около 20 лет назад я была в первом рекламном туре в этой стране. Нам все показали, можно было ставить автобусную цепочку. Но я оказалась не готова, никак не могла оторваться от Черногории. Всю свою любовь я вложила в Черногорию. Как говорит Ратко Читакович, Галину в Черногории знают все. Вот я иду по набережной в Будве, Бечичах или Рафаиловичах и со всех сторон слышу – здравствуйте, Галина. Могу в любое кафе прийти без денег, и мне не откажут. Имея за плечами 60 лет работы в туризме, таких партнеров, такую любовь к своему делу, я, конечно, ощущаю себя счастливым человеком.
— Спасибо за беседу!