Сергей Букас: «Создав «Сакуб», я воплотил свои детские мечты о путешествиях в далекие страны!»

Сергей Букас: «Создав «Сакуб», я воплотил свои детские мечты о путешествиях в далекие страны!»

Сергей Букас и турфирма «Сакуб» (почему «Сакуб» — поймете, если прочитаете фамилию наоборот) – знаковая личность и знаковая туристическая компания для 90-х и начала нулевых.

Тогда на рынке было много ярких личностей и ярких фирм, двигавших целые направления, восходящих на звездный небосклон, но еще не достигших зенита. А «Сакуб» уже был на пике. Как развивалась туристическая карьера руководителя, что привнес лично Сергей Букас в белорусский турбизнес и многое другое – в нашем интервью.

— Сергей, расскажите, как вы пришли в туризм, с чего начиналась ваша деятельность?

— Я родился в Минске, закончил Институт народного хозяйства, нынешний БГЭУ, а тогда просто нархоз. Поступил поздновато – из армии пришел в 1980-м, а в институт поступил только в 1986-м, пять лет подряд поступал, не проходил по баллам, хотя на два потока умудрялся сдавать экзамены, но конкурс был огромный. Почему нархоз? Я работал в ЦУМе, кладовщиком, комплектовщиком, надо было как-то строить карьеру, постепенно стало понятно, что нужно идти именно в нархоз. В 1989 уволился из ЦУМа, купил машину, начались шоп-поездки, в том числе, в Польшу, Югославию, Германию.

В начале 1991 года занимался организацией туров для польских шопников из Минска в Сеул. Партнерами были знакомый поляк Филипп и Владимир Крук – стюард из «Белавиа» (тогда авиакомпании в сегодняшнем виде еще не существовало, было Белорусское объединение гражданской авиации). Всю авиачасть работы обеспечивал Володя, а моя задача была, так как я хорошо знал ситуацию на границе, – привезти в Беларусь поляков на автобусе. Поляки летали через нас, потому что наши рейсы были дешевле, чем из Польши. Первый рейс был из Минска, два других – из Бреста. Осуществили три авиарейса и остановились – появились такие гигантские очереди на границе, что просто невозможно стало возить людей – по трое суток ожидания.

Потом появилась фирма «Магма», одним из руководителей был как раз Владимир Крук, мы делали туры в Польшу, в Грецию. Но работал я там недолго. Меня взяли на должность начальника отдела туризма, хотя я претендовал на большее. Ситуация в принципе меня не устраивала, я хотел участвовать в распределении прибылей, а не просто быть наемным работником, поэтому ушел.

В начале 1992 года, после увольнения из «Магмы» я начал заниматься организацией авиатуров в Индию. На наших рейсах летали шоп-туристы из Литвы, белорусских шопников кроме нас давали фирмы «Несси-тур» и «Астрон». Мы набирали человек 20-40. Чартеры летали почти каждую неделю. Более-менее регулярно эти рейсы осуществлялись с 1992 по 1996 год. Возили кожу, свитера, костюмы – в общем, все, что требовалось в то время нашим людям. В Индии проводили 4 дня. Закупали товар, грузились, иногда отправлялись на какой-нибудь мелкий экскурсионный маршрут в районе Дели – если получалось. Летал раз в две недели в качестве сопровождающего, это было очень тяжело.

Эквадор, 1998 г.

— Что изменилось после регистрации фирмы «Сакуб»?

— После регистрации «Сакуба», 23 ноября 1993 года, мы продолжали делать шоп-туры в Индию, а с 1994 года занялись Турцией. Летом 1994 года из Минска уже было осуществлено 5-6 чартеров в Анталью. Если не ошибаюсь, «Спутник» был заказчиком рейса.

Когда «Сакуб» искал партнеров в Турции, чтобы работать на направлении, мы обратились за помощью в турецкое посольство. А что было делать – интернета не было, связей в Турции не было! Дипломаты дали нам координаты какой-то фирмы. Мы списались с ней, и нам для первой группы – 40 человек – подобрали отель 3 «звезды» — «в 100 метрах от моря, с хорошим питанием». Оказалось, что 100 метров от моря – это значит, отель на краю высокого обрыва, через дорогу, в общем, все ужасно. Народ взбунтовался, наши так называемые «партнеры» нашли в Кемере свободные места в пятизвездочном отеле, я доплатил 4500 долларов за группу, чтобы нас заселили. Это был наш первый рейс в Анталью. Зато потом мы поменяли партнера, познакомились с фирмой Sunn Tours, и на долгие годы эта компания стала нашим надежным партнером.

Тогда же у меня родилась идея системы «фортуна» в туризме. Я спросил у хозяина Sunn Tours, бывают ли свободные номера в гостиницах в пик сезона. Он ответил – конечно, от 3 до5% номеров даже в самых популярных, самых разгруженных отелях в пик сезона стоят пустыми – люди не приезжают, они болеют, что-то случается, отказываются от поездок в последний момент.

Тогда я предложил такую систему – мы привозим 20-30-40 человек, которые хотели бы отдохнуть в отелях 3, 4, 5 «звезд». Они не знают точно, в какой отель попадут. В день приезда партнеры ищут свободные номера, и за полцены размещают людей. Все довольны – номера заполнены, туристы за 300-400 долларов могут отлично провести отпуск.

Потом, кстати, эту систему подхватили многие в турбизнесе, россияне тоже начали по такой системе продавать. Но придумал «Фортуну» я. Очень хорошо помню момент, когда у меня родилась идея.

Рекламный тур в Германию, 2003 г.

— «Сакуб» уже в 90-х часто шел на неожиданные и далекие направления – Таиланд, различная экзотика? Вы не боялись?

— Всегда у меня в душе была доля авантюризма. Наверное, из-за этого я придумывал такие направления, за которые рискованно было браться, сейчас, наверное, не взялся бы. Тот же Таиланд. Мы начали поднимать рейс в 1995 году. Сначала это тоже были шоп-туры, возили литовцев и белорусов. Программа действовала с 1995 по 2001 год. В первый год мы осуществили 3 рейса – два для шопников и рейс на Новый год для туристов. И потом каждый год мы делали 3-4 рейса плюс самолет на НГ. Летали бортами ТУ-154, туда – через Ашгабад. Обратно – надо было делать две посадки, поэтому садились еще и в Дели. Возили с собой наличными большие суммы, чтобы рассчитаться за обслуживание самолета, за топливо, за стоянку. Такие времена были. Самолет отстаивался на аэродроме Утопао, это база ВВС Таиланда, недалеко от Паттайи, потому что в Бангкоке было дорого, невозможно отстаиваться. Экипаж жил в четырехзвездочной гостинице 10-12 дней.

Таиланд, 2001 г.

— Как для вас началось испанское направление?

— Это был 1995 год. Съездили на машине с нашей сотрудницей Лилией Павловой (она знала испанский, английский) на выставку в Мадрид. Там познакомились с испанскими партнерами. Начали летать в Барселону, у нас был свой блок 40-60 мест, остальные кресла раздавали «АлатанТуру», «Смок Трэвел», «Санни Трэвел», «Внешинтуристу», многие фирмы брали места. Наш самолет летал раз в 10 дней. С появлением двух чартерных программ в Барселону и приходом «Натали Турс» на наш рынок, я увидел, что мы уходим в глубокий минус, конечно, перекрывали убытки за счет других направлений, но все-таки решили, что бороться нет смысла. Отказались от своего рейса и начали брать блоки. Две чартерные программы в Барселону – это реально было слишком много для белорусского рынка. Потом уже стабильно брали блок 40 мест на протяжении всего чартерного сезона.

— Помнится, в какой-то момент вы неожиданно возглавили государственное объединение «Беларустурист», что, прямо скажем, удивило весь рынок?

— Меня позвали, чтобы развить компанию, сделать предприятие прибыльным. Я проработал меньше года, понял, что ничего не смогу сделать. Система на тот момент была косная. Люди в глубинке пользовались даже не калькуляторами, а обыкновенными счетами! Ценообразование не поддавалось здравой логике – номер в профсоюзной гостинице с пятиразовым питанием, полным обслуживанием стоил 17 000-25 000 рублей (по курсу того времени — 9-12 USD)! Мы разговаривали на разных языках, в итоге, сотрудничество не получилось.

— Какой вы в то время видели концепцию развития «Сакуба»?

— Кроме массовых направлений, Турции, Испании, у нас было много индивидуально-групповых туров, которые я сам разрабатывал. Сейшельские острова, Таиланд с островами, Камбоджа, ЮАР, Перу, Эквадор, Галапагосские острова, Индонезия, Папуа и Новая Гвинея, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Танзания, Мальдивы, Сейшелы и другие направления. Плюс, конечно, дайвинг. Дайвтуры с 1996 года – одно из наших эксклюзивных направлений. Дайверов возили по всему миру. Любители дайвинга – туристы обеспеченные, заказывали хорошие отели, много известных ныне людей были моими клиентами.

Мальдивы, 2005 г.

— На ваш взгляд, на какие годы пришелся расцвет «Сакуба»?

— Золотое время для нашей фирмы – с 1995 по 2001-2002 годы. Нужно учитывать, что всех здорово подкосил дефолт 1998 года. Был еще всплеск после 2005 года, но я уже потихоньку уходил из туризма, начал заниматься строительным бизнесом.

— Как вы сами оцениваете свой личный вклад в белорусский турбизнес?

— Я считаю, что мой особый вклад – организация сложных индивидуально-групповых туров. Были туры, когда за одно путешествие мы совершали 25 взлет-посадок на самолете, настолько сложный был маршрут. Даже россияне не делали таких сложных туров.

Перу, 2007

Например, маршрут Сингапур — Индонезия – о. Новая Гвинея в 2008 году. Раджа-Ампат расположенный у северо-западной оконечности острова Новая Гвинея). В Раджа Ампат мы 10 дней арендовали судно для дайвинга, плавали и ныряли по лучшим местам и не видели ни одного маломальского кораблика, только небольшие рыбацкие лодки. Такие дикие места. После дайвинга экскурсионка в глубь острова: Соронг, Джаяпура, Вамена.

Я считаю, что мы привнесли значительный вклад в раскрутку этого места, потом дайверы начали друг другу рассказывать. Это и сейчас эксклюзивные места для дайвинга и путешествий.

Три раза летали с группой в Эквадор, на Галапагосские острова. Неделя ныряем, неделя – экскурсионки в Перу или Эквадоре.

Остров Дарвин, Галапагосские острова, и знаменитая Арка Дарвина, ныне уже разрушенная штормом

Галапагосские острова, 2006-2008 гг.

— А сейчас занимаетесь дайвингом?                          

— Последний раз летал нырять в 2020 году на Занзибар. Была замечательная экскурсионная программа – наш маршрут стартовал в Зимбабве, мы ехали на автобусе более 3500 км через Замбию, Малави, Танзанию. Маршрут сложный, но интересный.

Я с 2020 года не ездил в дайвинг-туры, но регулярно, с 1980 года, занимаюсь подводной охотой в Беларуси. Летом, каждые выходные мы с компанией выезжаем на Браславские озера. Трубка, маска, костюм, ружье – больше ничего не надо. Это такой же азарт, такая же страсть, как у охотников. У них – дичь, у нас – рыба. Надо найти ее под водой, чтобы она не увидела тебя первой, умудриться подстрелить в камышах или мутной воде. Ночь, светишь фонарем, находишь рыбу, она уходит, ты ее догоняешь, она опять уходит. Линь, щука, сазан, окунь, лещ. Размещаемся на стоянках в палатках.

Когда-то я хотел сам сделать две рекреационные базы на Браславах, даже фирму создали в 2006 году, назвали «Озерный край», хотели организовывать пешие, конные, велосипедные, байдарочные туры между базами. Сделали бизнес-план, который предусматривал около 2 млн вложений, 3-4 года – и все бы окупилось. Но наступил 2008 год – очередной кризис, планы провалились.

Туристическая стоянка с палаткой, стоящей на настиле и под навесом. Амазония. Такая идея могла бы воплотиться в «Озерном крае»…

Помню, что идея организации таких баз в Беларуси появилась у меня после поездки в Эквадор, в 2000 году. Нас отвезли в Амазонию, на местные притоки. До места добирались на лодке 6 часов, было удивительно, как эквадорцы ориентируются в этих протоках-«венах». Приплываем на место, а в лесу – просто рай. Вся база, весь лагерь стоит на сваях. Живешь в палатке, но спишь под навесом на настиле – в метре от земли. Мне идея понравилась, хотел и в Беларуси осуществить нечто подобное. Потому что наши стоянки – это навес над столом, лавки, туалет с дыркой в полу. Палатки стоят на земле, а там – корни, неровности, сыро – в общем, некомфортно.

— Дайвинг-туры когда-то были отдельным направлением, ваш дайвинг клуб «Морской Пегас» известен всей Беларуси. Что сейчас происходит с дайвингом как туристическим сейчас?

— Наверное, он перестал быть отдельным групповым направлением в Баларуси. Есть дайв-клубы, которые бронируют корабль или отель для дайвинга, а туристы добираются до места сами. То есть турфирмы больше в этом участия почти не принимают. Когда-то все было по-другому. Деньги легче зарабатывались и легче тратились. В 90-е, 2000-е легче было организовать, «подтянуть» людей.

Особенно дайверы были легки на подъем. Кто-то узнает о туре и подтягивает с собой еще 15 человек. Сейчас через интернет можно забронировать любой тур, многие создают мини-группы, 3-4 семьи, и самостоятельно ездят, сами бронируют место на кораблях. Заходишь на сайт любого оператора по дайвингу, бронируешь место на корабле. Есть крупные московские компании, которые букируют корабли, отели и набирают группы. Все небольшие компании, которые специализировались на дайвинг-турах, уже ушли в прошлое.

— Какие воспоминания у вас остались от регулирования отрасли в 90-х и нулевых?

— Сложности с получением лицензии на туризм, сложности с получением валютной лицензии. Каждый год надо было сдавать экзамены. Люди с экономическим образованием в банках сдавали  подобные экзамены, а тут такое же испытание должен был пройти обычный кассир в турфирме. Компания была обязана оборудовать кассу, плюс – сейфы,  охрана, инкассация. С другой стороны, такое регулирование держало рынок в порядке, меньше было необоснованной конкуренции, не было огромного количества фирм-однодневок, которые потом, в какой-то момент просто портили рынок, дестабилизировали его, мешали работать нормальным компаниям.

— Наталья Плыткевич («Туризм и отдых») рассказывала интересную историю, о том, что именно «Сакуб» был первым частным рекламодателем газеты. Вы принесли 40 долларов за рекламный баннер. Наталья поинтересовалась: «А не боитесь отдавать деньги, вдруг газета не будет напечатана?» Вы флегматично ответили: «Я вас найду, если что…» Это был 1994-ый. Долгие годы газету и «Сакуб» связывали теплые отношения и прочное сотрудничество.

— Честно говоря, у нас были годы, когда на рекламу мы тратили по 80 тысяч долларов. У меня даже где-то в блокнотах сохранились соответствующие записи. Телевидение, радио, газеты… «Сакуб» одно время полностью финансировал журнал «Панама». Я давал в «Панаме» рекламу на разворот, потом редактор Владимир Котов пришел ко мне, сказал, что финансовое положение тяжелое, нужна помощь. Договорились, что за счет продажи рекламы он мне компенсирует финансовые вложения. Но журнал так и не стал окупаемым.

В те времена, в принципе, было сложно точно знать, какая реклама эффективна. Мы пытались проводить опросы, но точной информации все равно не добивались. Это сейчас видно, с какого ресурса пришел покупатель. А тогда было сложнее. Но, помню, что эффект однозначно был, когда мы ставили тематическую программу на радио, особенно – если еще скидки предлагались. Вышла программа – и за день можно было продать полблока мест на самолет. В таком случае тратишь на рекламу, условно говоря, 1000 долларов, зарабатываешь 5000.

— Почему вы все-таки с какого-то момента потеряли интерес к турбизнесу? В свое время ваша «пятерка» самых крупных, знаковых фирм Беларуси просто гремела на рынке – «АлатанТур», «Сакуб», «СМОК Травел», «Санни Трэвел», «Внешинтурист»!

— В отличие от других, мне туризм денег почему-то не принес. Поэтому и интерес пропал. Может я много тратил, на ту же рекламу…

— Сейчас не имеете отношения к «Сакубу»?

— Нет, я вообще не занимаюсь туризмом. Даже точно не знаю, чем фирма занимается.

— О чем-то жалеете?

— Нет, пожалуй. Я смог воплотить свои детские мечты – все, что хотел посмотреть в мире, все увидел своими глазами. Я собирал в детстве марки, и у меня была довольно большая коллекция. Основная тематика: растительный, животный и подводный мир, в основном, — тропических стран. И я всегда знал, что, когда-нибудь смогу все это увидеть своими глазами. Поэтому, когда пришло время, я начал заниматься туризмом, чтобы самому везде побывать и все увидеть. Так и случилось!

Вена, 2006 г. «Сакуб» — лидер сезона по продажам авиабилетов а\к «Австрийские авиалинии»

Фирма «Сакуб», 2018 г.

Фото: архив газеты «Туризм и отдых» и личный архив Сергея Букаса

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments