Валерий Сташкевич: «Чешский пул белорусских турфирм возник 1 марта 1998 года»

Валерий Сташкевич: «Чешский пул белорусских турфирм возник 1 марта 1998 года»

Существовавшие на рынке два десятка лет белорусские автобусные цепочки в Чехию – уже легенда.

Знаменитый «чешский пул» — настоящая легенда белорусского турбизнеса.

Мы поговорили с Валерием Сташкевичем — знатоком чешского направления и одним из первопроходцев на этом пути.

Наш разговор о том, каким этот пул остался в воспоминаниях Валерия, о том, как формировалось объединение турфирм, с какими трудностями сталкивались и почему вообще «чешский пул» стал возможным.

Начало. От шопинга и чешских люстр до экскурсий

— Это был 1991 год, я работал на заводе имени Ленина. Тогда популярными были шоп-туры, я постоянно отпрашивался на работе и ездил руководителем таких групп. Мы ездили торговать в Польшу. Поездки организовывала фирма «Зенит». Ездил-ездил, в конце концов, директор Наталья Афанасьева сказала: «Что ты маешься?! Приходи уже и работай нормально – на постоянной основе!».

Помню, когда начали выдавать лицензии на право занятия внешне-экономической деятельностью (их получали в Доме правительства, я несколько раз туда заходил), у нашего «Зенита» была лицензия под номером 11.

Правда, фирма довольно быстро закрылась. Развития, по сути, никакого не было, о туризме настоящем никто не помышлял, работали – чтобы денег заработать. Никто серьезно не относился к настоящему туризму – познавательному, экскурсионному. Считали, что на нем не заработаешь.

Далее руководство фирмы «Юпитэкс» предложило мне заняться туризмом под их крышей. Фирма поставляла оборудование, зарабатывала на строительных работах. Туристический отдел «Юпитэкса» назывался «Фортуна». В 1992 году, весной, я пошел туда работать. Там тоже организовывал шоп-туры, но, так сказать, с перспективой развития.

Ездили в Румынию, Польшу. Фирма поставляла из Чехословакии (тогда еще чехи со словаками не разделились, и была одна страна) стоматологическое оборудование. Как-то осенью 1992 года я съездил в командировку, посмотрел – красиво. Подумал – чего бы туристов не свозить?

И в конце ноября – начале декабря 1992-го, мы группой в 15 человек поехали впервые в Чехию. На нас смотрели большими глазами – как вы здесь оказались, откуда вы? Мы говорим – из Беларуси. – Что это, где это?

В общем, чего-то купили, что-то посмотрели. Проходит время. В январе 1993-го приходят ко мне две дамы, которые были в поездке. Спрашивают – как бы это организовать поездку в Чехию? Я удивился. Они признались, что купили прекрасные чешские люстры и раза в три дороже их продали. То есть – надо ехать!

Следующая группа была в январе – человек 25, и с того времени – пошло-поехало. Если говорить, в целом, о появлении чешского направления на белорусском рынке, то указать точный момент появления туров и кто был первым – сложно – не было же специализированных рекламных изданий в то время. Прессы туристической не было. Но я заметил, что приблизительно с конца 1992 года уже начали появляться в «Вечернем Минске» рекламные объявления о поездках в Чехию. Такие туры начали рекламировать «Экология», «Форос» и другие. Мы уже начали ездить приблизительно каждые три недели.

В 1993 году я ушел из «Юпитэкса». Директор считал, что туризм – это мелочь, а заниматься надо серьезными делами, приносящими деньги, — логистикой, экспедированием, поставками. Я иногда подключался к этим делам, ездил – чего-то растамаживал, но очень быстро понял, что это не мое. Поэтому решил уйти.

В то время я жил на улице Воронянского, напротив Дворца железнодорожников. Просматривал объявления, искал турфирмы, которые занимаются Чехией, Европой, и расположены недалеко от моего дома.

Так наткнулся на «Арготур», который был в трех минутах ходьбы от дома. Никого не знал там, просто пришел к директору Зое Просвировой, поговорил и стал заниматься Чехией.

Весной 1993 года я уже работал в «Арготуре». Все мои клиенты, естественно, перекочевали вместе со мной под новую крышу. Осенью 1993-го мы уже приняли участие в выставке «Вандроўник», там показали чешские программы широкому кругу туристов.

Прага на Рождество. Первый и последний раз!

С улыбкой вспоминаю, как впервые поставил программу в Прагу на Рождество. Сам поехал с группой. Очень быстро поняли, что в Праге на Рождество нечего делать. Помню, пришел к нам директор пражского «Топ-Тура», очень удивился – чего вы приехали? — Рождество – семейный праздник в Европе, все по домам сидят, отмечают.

Мы 24 декабря вечером собрались вместе, поехали в центр. Город пустой. Вдруг видим – открытый ресторан. Удача! Оказалось – сербское заведение. Музыканты для нас целую ночь старались практически за копейки, поэтому, в принципе, «встретили» Рождество неплохо. Но, один раз обжегшись, больше я уже на рождественские праздники автобусы не ставил.

Как рос чешский рынок

Наступил 1994 год. Летом поставили автобус на Махово озеро, на 7 ночей. В сентябре 1994 года начали делать экскурсионные программы в Праге, потому что люди хотели уже не только шопинга, но что-то посмотреть. Самые первые экскурсии я сам проводил. Конечно, трудно это было назвать полноценными экскурсиями. Просто почитал информацию в каких-то путеводителях, и честно сказал – то, что почитал, то вам и рассказываю. Гидов на русском невозможно было найти. Иногда мы объединялись с другими фирмами – с «Экологией», с «Форосом».

В то время уже много фирм начали работать по Чехии – «Экотур-6», «Трэвел», «Дилижанс» (тогда называлась «Дарин-Эль»). Дошло до того, что не хватало мест в гостиницах.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В том же году вышел на рынок такой игрок по Чехии, как фирма «Левкон». Они, в том числе, занимались детскими группами из России, которых возили в Чехию на Махово озеро. У них потоки туристов были очень большими.

Чешский пул. Начало

Идея полноценной автобусной цепочки в Чехию возникла случайно. В наших автобусах ездило очень много туристов из Питера. Они ехали через Беларусь, у них других вариантов не было, тогда самолеты из России в Прагу летали не так часто, да и билеты были дорогие. Поэтому в наших автобусах всегда было человек 15 питерцев. В основном, это были шопники – потому что у себя в России они еще больше «наваривали» на чешском стекле, чем наши в Беларуси.

И вот питерцы мне как-то говорят: «Валера, сделал бы ты какой-то четкий график, потому что никакой системы выездов нет – клиентам трудно подстроиться». Это было летом 1997 года. Я сразу понял, что нам одним такое не вытянуть – поставить гарантированную цепочку. А вдруг не загрузим? Убытки!.. Надо искать союзников.

Мы с Зоей поехали на переговоры в «Трэвел». Разговаривали с Ларисой Хмельницкой, Александром Сосиновичем, Аллой Клещенок. Я предложил – давайте каждую неделю грузить автобус. Выезд гарантированный. Риск, конечно, огромный. Но будем стараться. Я уверен, клиенты будут – из Москвы, из Питера, наши – белорусы. Цепочка назрела, поскольку давно все жалуются, что не могут подстроиться к чехарде с выездами.

Через неделю «Трэвел» звонит: мы согласны! Но Зоя разволновалась, что может не получиться, могут быть убытки. В общем, она в тот момент не рискнула.

А я в то время контактировал с Иваном Чурой («Топ-Тур»), и решил предложить ему присоединиться к программе. Он сказал, что, во-первых, у него нет человека, который занимался бы этой темой, а, во-вторых, — надо подумать. А Иван – человек отважный, в бизнесе никогда не боялся рисков, шел вперед. Взял небольшую паузу, подумал и сказал – ок, я согласен!

Таким образом, с середины января 1998 года я перешел в «Топ-Тур». И 1 марта 1998 года первый раз стартовала еженедельная программа автобусных туров в Чехию из Беларуси – грузили автобусную цепочку «Топ-Тур» и «Трэвел».

На первом рейсе было человек 20, может меньше. На втором – 10. А потом – уже все выровнялось, загрузка стала стабильной. Размещение – в Праге, а оттуда выезжали в Карловы Вары, в замки. Это уже была полноценная познавательно-экскурсионная программа. 4 ночи в Праге.

Летом 1998 года, через три месяца после появления нашей цепочки, появилась еще одна команда, которая тоже ставила стабильные программы в Чехию – в той цепочке были «Дилижанс» (директор – Наталья Милошевская), «Арготур» (Зоя Просвирова) и «Экология» (Виктор Нестер). Затем к ним присоединилась фирма «Экотур-6», а «Арготур» со временем ушел. Таким образом, в какой-то момент было две цепочки – «Топ-Тур», «Трэвел» и «Экология», «Дилижанс», «Экотур-6». Но были периоды, когда направление было настолько популярным, что каждая фирма отправляла по автобусу – не было необходимости консолидироваться.

«Старые» игроки плюс «Комкон»

Потом я перешел работать в «Комкон». Хорошо знал Юрия Марченкова, директора «Комкона» — по работе в республиканском «Спутнике». Еще в советские времена я был внештатным сотрудником «Спутника», возил группы по Советскому Союзу. До меня в «Комконе» не было автобусных туров. Они ставили собственный чартер в Хорватию, много занимались Беларусью.

Наступил момент, когда все игроки объединились в один пул. Потому что было видно, что на рынке пошли сбои – у кого-то много людей, у кого-то мало, потом – наоборот.

И шесть фирм объединились. Составили график. Смысл был в том, что туристам выезд гарантирован – не важно, сколько людей соберется в автобусе. Назначали какую-то фирму консолидатором, остальные брали блоки. График нужен был, по сути, потому что в межсезонье (самые провальные месяцы – октябрь-ноябрь, февраль) уходило по одному автобусу. Нужен был гарантированный выезд.

Уезжали по воскресеньям. Выходной день – удобно. Люди воскресенье проводят в дороге, приезжают в понедельник, когда все работает.

В 2000 году стали уже все вместе в один пул, в 2001 году сделали график.

Потом «Комкон» к сожалению развалили. Хотя в 2000-е годы фирма была в прекрасной форме – звездная команда, собственные направления, чартер в Хорватию. К сожалению, Совет директоров «Комкона», а напомню – это была строительная фирма – решил поменять директора туристического отдела. И коллектив развалился, люди разошлись – кто в другие фирмы, кто вообще ушел из туризма.

«Галар-Экспо» вместо «Комкона»

В этот момент Людмила Петрович предложила мне перейти на работу в «Галар-Экспо». Она говорит: «У меня это направление пробуксовывает, приходи – работай».

И тогда мы уже окончательно сформировали команду из шести фирм – «Топ-Тур», «Трэвел», «Экотур-6», «Дилижанс», «Экология», «Галар-Экспо».

График оставался прежний. В сезон расходились на две команды – «Галар-Экспо», «Трэвел», «Топ-Тур» и «Экология», «Дилижанс», «Экотур-6». Были времена, когда грузили по 3-5 автобусов одновременно. Когда сезон шел на убыль, мы опять объединялись в один пул. Но на протяжении всего года поддерживали связь и помогали друг другу.

У нас всегда, круглый год, обязательно был один базовый автобус, под него брали бронь в гостинице – это важный момент! В Праге всегда было туговато с местами в отелях. Отель Opatov долгие годы был нашей базовой гостиницей, там мы имели гарантированные номера. Располагается прямо по линии метро. Простая, но комфортная гостиница блочного типа – зато 200 метров от станции метро. Близость метрополитена в Праге – важный момент. Прага – в полтора раза больше Минска – пробки.

 «Чешский пул». Финал

Потом постепенно работа по направлению в «классическом» виде пошла на спад. Но могу сказать, что если не до самой пандемии, то практически до 2015-2017 гг., цепочка существовала.

Обстоятельства развивались объективным образом. Рынок менялся.

В 2005-2007 годах на белорусский рынок вышел сильный конкурент по направлению – чешская фирма «Навигатор». Они поставили достаточно низкую цену, заняли свою нишу. Как и мы, работали и в межсезонье.

С 2007 появилось общее европейское визовое пространство – шенген-зона. И по объективным причинам с 2008 года чешское направление стало понемногу «падать». Для нашего народа открылась вся Европа одновременно – ключом стала многократная шенген-виза. Открыл – езжай куда угодно.

Как только появились шенген-визы, мы сразу включили Дрезден, потом добавили Вену. Держали по-прежнему график, цепочка оставалась, но она уже перестала быть «классической».

Незадолго до пандемии выезжал один автобус на всех – люди не собирались. Это был период приблизительно – 2017-2018 годы. «Жесткие» чешские программы стали неактуальны. Рынок насытился. Было огромное количество разнообразных европейских программ. Мы ставили различные маршруты, в том числе: Вроцлав – Дрезден – Прага, Будапешт – Вена – Прага.

В 2015 году я ушел из «Галар-Экспо», какое-то время трудился в «Санрайзе». Приблизительно с 2017 года и вплоть до пандемии мы работали уже все вместе на одной пражской программе – вместе с «Навигатором» и «Санрайзом» — 7 фирм.

На сегодняшний день моя работа в туризме, можно сказать, закончилась. Периодически мы собираемся с участниками нашего пула. Есть что вспомнить, есть что обсудить. Я рад, что автобусные европейские туры из Беларуси по-прежнему в линейках предложений операторов, это направление (несмотря на все сложности!) остается на рынке.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments