Евгений Колтун: «У Жени» было первым агентством с персонифицированным брендом! Непросто быть первым и непросто завоевать имя!»

Евгений Колтун: «У Жени» было первым агентством с персонифицированным брендом! Непросто быть первым и непросто завоевать имя!»

Все чаще ловлю себя на мысли, что туризм в Беларуси – это, в первую очередь, люди.

Конечно, развитие турбизнеса в нашей стране с самого начала, покорялось общим трендам – шоп-туры, чартеры, профессиональные объединения, технологические новинки и так далее – но и сильно корректировалось личными качествами, пристрастиями и интересами людей, которые осмысленно заходили в новую для себя сферу деятельности.

Одним из интересных «игроков», который начал свою профессиональную карьеру в туризме в самом начале 90-х, является Евгений Колтун, некогда владелец известного бюро путешествий «У Жени», а теперь – сотрудник авиакомпании «Эйр Чайна», которая с 2015 года связала Минск и Пекин прямым рейсом.

У Евгения – очень интересная биография. Фигурное катание, бюро путешествий «У Жени», израильское направление, авиация. Во многом Евгений был первым. Но обо всем – по порядку.

Бронзовый чемпион юношеского Чемпионата мира по фигурному катанию, парник, владеющий всеми тройными прыжками

— Я воспитанник Родниной и Чайковской, хотя школа фигурного катания начиналась для меня, безусловно, в Беларуси. В составе сборной Союза представлял СССР, но на чемпионатах Союза, конечно, выступал в составе сборной БССР.

В 1985 году заняли с моей партнершей – Еленой Гуд – третье место на юношеском чемпионате мира 1984-85, который проходил в Колорадо-Спрингс, США.

Я люблю фигурное катание и, возможно, занимался бы спортом всю жизнь. Но мне было 19 лет, шел 1987 год. Понемножку начиналась перестройка. А зарплата парников в сборной Советского Союза составляла 94 рубля – на двоих с партнершей. То есть мы получали по 45 рублей.

Мы приехали из Северной Кореи, где были на показательных выступлениях, и я понял, что зарплата в 45 рублей меня категорически не устраивает. Денег за третье место на ЧМ мы тоже не получили – наверное, они ушли на развитие федерации, сейчас уже точно не скажу. Я понял, что надо что-то искать. Так в моей жизни случился плавный переход из фигурки в команду известной в то время ясновидящей и целительницы Джуны.

Личный охранник, администратор и тренер Джуны

— Настоящие имя и фамилия Джуны – Евгения Ювашевна Давиташвили, она была ассирийкой по национальности. Ее администратор любил фигурное катание, как-то он пришел в спорткомплекс «Олимпийский», где мы тренировались, и спрашивает: «Ребята, кто хочет подзаработать?». Говорю: «Я готов, что надо делать?» – «Ну вот есть один известный человек, который хочет чтобы его кто-то курировал в плане оздоровительной гимнастики».

Я как раз заканчивал институт физической культуры в Москве – мое первое высшее образование. И пошел к ней на старый Арбат. Джуна там жила, там и умерла в 2015 году. Я встречался с ней три раза в неделю – бегал с ней по Старому Арбату, занимался оздоровительной гимнастикой и физической подготовкой. Она мне платила 15 рублей за занятие. Когда у тебя в кармане 45 рублей в неделю, то ты понимаешь, что это лучше, чем 45 руб. в месяц.

Как- то за ужином Джуна  спрашивает: «А зачем ты занимаешься фигурным катанием? Представь, сломаешь голеностоп, и что дальше? Я собираюсь открывать кооператив – научно-медицинский центр «Джуна», иди ко мне, занимайся административными вопросами».

Поразмышляв немного, я принял ее предложение. Пошел утром в клуб «Динамо» Москва, где я тогда тренировался, и сказал, что ухожу. Многие думали, что я ушел в ЦСКА, а я ушел к Джуне – работать на какой-то «а ля охранной» должности.

19 советских автомобилей из Голландии на продажу

— Проработал у Джуны до 1990 года. По совместительству был у нее водителем, надо было отвозить-привозить звезд, чиновников. Мы много летали с Джуной. Шереметьево для меня стал родным домом – как сейчас Национальный аэропорт «Минск». Часто был в аэропорту, видел, что люди летают, путешествуют, тогда уже начинались поездки, туры. И решил, что засиделся я у Джуны. Сказал – «спасибо», привел замену, и ушел.

Поехал в Голландию и на все заработанные у Джуны деньги купил на продажу 19 автомобилей советского производства (20-ый – для себя!) – «Жигули», «Москвичи». Тогда было популярно гонять авто из Германии, Голландии. Я не стал мелочиться, и купил сразу два десятка.

Как-то в том же 1990 году в Шереметьево я увидел огромные очереди на какой-то рейс и кто-то опрашивает каждого улетающего. Я сильно удивился и спросил у своего знакомого, связанного с авиацией, что это значит. Он ответил: «А это израильская авиакомпания и ее служба безопасности — Бетахон». И далее он сказал: «Женя, в Беларуси много евреев, которые сейчас улетают или хотят улететь на ПМЖ в Израиль, и мы планируем летать в Минск. Но у нас там никого нет. А ты же из Минска – ты нам нужен!»

И тогда я молниеносно, так же, как я согласился подзаработать у Джуны, согласился быть таким человеком в Минске. Так в моей жизни появилась а\к «Эль Аль».

Как помним, в 1991 году после долгого перерыва установились дипотношения между СССР и Израилем, и Национальная израильская авиакомпания «Эль Аль» EL AL полетела в Москву.

Я вернулся в Минск, и, пока продавались мои 19 машин из Голландии, стал налаживать платформу – чтобы все белорусские евреи знали, где им купить авиабилет до Тель-Авива. Стал генеральным агентом «Эль Аль».

Пока шли переговоры об установлении прямого авиасообщения между Минском и Тель-Авивом, я отправлял белорусов в Израиль из Москвы и Питера.

Начало авиасообщения между Беларусью и Израилем. Бюро путешествий «У Жени»

— В 1993 году дочерняя авиакомпания «Эль Аль» – «Сандор» – полетела из Санкт-Петербурга в Тель-Авив с промежуточной посадкой в Минске. Первый прямой рейс Тель-Авив – Минск состоялся 4 января 1995 года.

Подписание межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Беларусью и Израилем

Для того, чтобы развивать израильское направление, 27 декабря 1993 года я открыл бюро путешествий «У Жени».

Перспективы взаимного сотрудничества были прекрасные. Что и привело, в конце концов, к тому, что сейчас белорусы и израильтяне могут взаимно посещать наши страны без виз.

Название своему агентству дал в честь сына, который родился в 1991 году. Все думали, что я страдал снобизмом, поэтому назвал фирму в честь себя. Но это не так. Моего отца, меня и моего сына зовут одинаково – Женя. Поэтому название пришло само собой. Позже, когда мы начали заниматься широким спектром продажи авиабилетов, появился слоган – «Летаем везде, где есть небо!».

Агентство «У Жени» стало генеральным агентом авиакомпании «Эль Аль». Я продавал билеты на рейс, и все время думал о том, что необходимо привязывать к этому билету и турпакет. Ранее никто не предлагал белорусам Израиль как туристическое направление. Все занимались челночным бизнесом, массовыми направлениями – Болгарией, Польшей. Да и, честно говоря, в Израиль сложно было попасть: визы, морока со службой безопасности – что говорить, полететь в Израиль с туристическими целями было проблематично. Страна открывалась для туризма очень медленно. Долгое время ассоциировалась исключительно с репатриацией. 90-е годы – это волна репатриаций. Евреи массово уезжали на историческую родину, про туризм никто и не думал.

Израильское направление, первые рекламники, первые туры

— Со временем я понял, что нашему обществу надо давать какие-то туристические сигналы в сторону израильского направления. Долго разговаривал с Министерством туризма Израиля на тему поездок израильтян в Беларусь. Столько выходцев, такие связи исторические – ясно, что поток туристов может быть обоюдным, не только мы – в Израиль, но и израильтянам было бы интересно посещать Беларусь.

Начали популяризировать израильское направление для белорусов – для туризма, отдыха, экскурсий. Это были 1994-1995 годы. Пошли рекламные туры. Я добился того, что нам давали специальные цены на инфотуры.

Первый рекламник в Израиль был для прессы. Потом начались ознакомительные туры для компаний. 1996-1998 годы – пик информационных туров в Израиль. Думаю, представители масс-медиа и турбизнеса, ездившие с нами в рекламники, помнят какими насыщенными, веселыми, познавательными и сытными были эти поездки под эгидой агентства «У Жени».

Рекламный тур в Израиль, 2003 год

Укреплялись связи с израильскими партнерами, появлялись различные программы, мы предлагали их субагентам. Известные в те времена фирмы – «АлатанТур», «Смок Трэвел», «Санни Трэвел» и другие – тоже искали и находили своих партнеров. Направление стало развиваться. Мы постоянно работали над продвижением Израиля для белорусов и Беларуси для израильтян.

«Израильское направление все время было горячим, все время его «кошмарило»

— До какого-то момента все в агентстве было сосредоточено на Израиле. Но в 1999 году мы настолько разобрались в авиационном бизнесе, в продаже авиабилетов, что смогли вступить в IATA и получить доступ к рынку продажи авиабилетов.

Собственно, нашим операторским направлением оставался только Израиль. Но с 2000 года стали активно предлагать и другие направления, главным образом – дальние – Вьетнам, Куба, Таиланд. Имея доступ к авиаперевозкам, соответственно, могли предложить и самый удобный перелет, и хорошую цену в целом на турпакет.

2002 г. Золотой состав фирмы «У Жени»

Израильское направление все время было горячим, все время его «кошмарило» – регион непростой, и сейчас мы видим, как драматично развиваются события. Но долгие годы наличие рейса и продажа авиабилетов позволяли нам хорошо держаться на плаву.

Через несколько месяцев после старта рейса «Эль Аль» белорусская Национальная авиакомпания «Белавиа» на основе взаимности тоже начала осуществлять регулярную перевозку Минск-Тель-Авив. Рынок не такой огромный у нас. К тому же авиаперевозка в Израиль всегда имела ярко выраженный этнический характер – летали белорусы, живущие там, и белорусы – в гости к родственникам. Продолжали летать репатрианты. Туристический рынок тоже развивался, хотя может быть не такими большими темпами, как хотелось бы.

2005 г. 10-летие полетов а\к «Эль Аль» в Минск

Как бизнес «У Жени» «улетел» под крышу «Внешинтуриста»

— В 2007 году бизнес я продал. Авиакомпания израильская то летала, то не летала. Долго моей главной «веткой» в «древе» фирмы все-таки был Израиль. Ветка ломается – и ты падаешь. Конечно, бизнес я диверсифицировал, насколько смог. В 2007 году 77% оборота составляли продажи авиабилетов и только 23% — туризм.

Хронология развития агентства «У Жени» была такой:

2000 год — член IATA

2002 — член ASTA

2005- член TQ3 (Travel комплексное обслуживание глобальных бизнес компаний)

2007- член BCD travel (организация встреч и мероприятий, корпоративных групп, глобальные консалтинговые услуги).

В 2005 году мы самостоятельно представляли стенд Беларуси на ежегодной средиземноморской турвыставке в Израиле. Со временем перестали быть просто агентством по продаже авиабилетов и туров, фактически стали частью глобальной бизнес-травел-коммуникации.

Авиация меня всегда привлекала, я тяготел к небу. Летчиком уже не стал бы, в силу возраста. Но, будучи генеральным агентом «Эль Аль», обеспечивал техническое обслуживание израильского судна, много учился, прошел курсы обслуживания воздушных судов.

В 2005 году я закончил ЕГУ (MBA), параллельно прошел ряд обучений, которые позволяли получить допуск к обслуживанию судов, в частности, Боинг-737 и Боинг-757. Балансировка воздушного судна, загрузка багажа, пассажиров – многое необходимо знать, когда обслуживаешь авиаборта.

У меня были приятельские отношения с одним из аксакалов туриндустрии Владимиром Маковским, в 2007 году я предложил ему купить мою компанию, и он ее купил. Лидер в продажах автобусных туров, туристическая компания «Внешинтурист» добавила к своему бизнесу продажу авиабилетов.

А я ушел в авиацию. Рейсы «Эль Аль» – «Сандор» продолжали летать, хотя и с перерывами. Они прервали программу в 2008 году, восстановили в 2010-м. Потом снова остановились в 2011, возобновили в 2015-м. И окончательно ушли с нашего рынка в 2017-м. Все борта этой авиакомпании, которые когда-либо прилетали в Минск, обслуживал я.

Фигурное катание или авиация?

Многое в жизни – дело случая. Когда-то ко мне, молодому фигуристу, в раздевалку зашел администратор Джуны, и моя жизнь изменилась – я оставил спорт. Правильно или не правильно я поступил? Точного ответа на этот вопрос нет.

Моя бывшая партнерша – Лена Гуд – долгие годы каталась в киевском балете на льду, тогда все спортсмены уходили из большого спорта в балет на льду. Потом она познакомилась с парнем, вышла за него замуж и они уехали в Англию – кататься в шоу. Шаг за шагом, ее карьера развивалась, и сейчас она – тренер национальной сборной США в парном фигурном катании, воспитала чемпионов США и чемпионов мира, возглавляет Дворец спорта в Чикаго, штат Иллинойс.

Безусловно, и моя жизнь могла пойти по-другому. Но получилось так, как получилось. Оглядываясь, ни о чем не жалею. Сейчас уже за фигуркой не слежу. Жизнь разделилась на две части – фигурное катание (14 лет – с 1973 года по 1987-ой, я катался с 6 лет) и авиация (с 1995 года по сегодняшний день – то есть 30 лет). Авиация – это большая часть моей жизни.

С гордостью могу сказать, что я – первый и последний представитель авиакомпании «Эль Аль», «Сандор», «Аркия» в Беларуси (летала в 1995-2017 годах). Также я – первый представитель «Эль Аль», «Исраэйр» в Литве (с 2000 по 2017 год). Первый рейс из Тель-Авива в Вильнюс состоялся в 2000 году.

Эйр Чайна Air China

— Ну, и я – первый представитель авиакомпании «Эйр Чайна» (AIR CHINA) в нашей стране. Мой приход в «Эйр Чайна» тоже был делом случая.

2015 год. 1 мая

В последнем рекламном туре из Беларуси в Израиль, который был в ноябре 2014 года, один человек сказал, что китайцы планируют развивать авиасообщение с Беларусью. Я, честно говоря, не поверил – где Китай, а где мы! Но звезды сошлись. 1 мая 2015 года состоялся первый рейс авиакомпании «Эйр Чайна» в Минск.

Я же одновременно был представителем «Эль Аль» в Минске и в Вильнюсе. Обслуживал минский рейс, садился в автомобиль и утром уже был в Вильнюсе. Израильская авиакомпания выполняла полеты в Литву, пока туда не пришел «Виз Эйр» в 2017 году. В том же году «Эль Аль» прекратил летать и в Минск.

Но с 2015 года я уже работал в «Эйр Чайна». В марте приехала первая делегация из Китая и поинтересовалась, есть ли в Минске свободные специалисты с опытом обслуживания судов иностранных авиакомпаний? Из пяти кандидатур выбор пал на меня. Сначала совмещал в течение двух лет работу в израильской авиакомпании и китайской. А с 2017 года работаю только в «Эйр Чайна» – это флагман китайского воздушного флота, лидер на рынке перевозчиков, который летает в город Минск уже более 9 лет.

90-е – чем они были?

— 90-е годы – это драйв. Хотелось творить, искать что-то, вставать рано, бежать, чего-то достигать, успевать все! Очень позитивное время. Ты достигал успеха и двигался к своей цели – как спортсмен.

Однажды я спросил человека, который дал мне, собственно, путевку в авиацию: «Почему ваш выбор пал именно на меня, почему вы именно мне предложили стать генеральным агентом авиакомпании»? Простой вопрос. Ответ был таким: «Женя, на самом деле находить надежных людей в то время было очень непросто. Доверить молодому человеку управление деньгами – большой риск, учитывая весь тот криминал, который процветал в 90-х в постсоветских странах».

Оказывается, на совете директоров все были против моей кандидатуры. Но мой знакомый сказал: «Я доверяю этому парню, потому что он – спортсмен. Они получают копейки за те медали, которые завоевывают на международных соревнованиях. Но сколько они трудятся, чтобы получить эти медали – вы даже не представляете! Поэтому у этого парня все получится!» Так и произошло. У меня все получилось!..

2006 год. Фото для конкурса газеты «Туризм и отдых» «Зорка турбизнеса». Фото — А.Супрун

 

С Зеев Ливне, региональным директором «Эль Аль» по странам СНГ

 

Весенняя турвыставка «Отдых», 1997 год

 

С тренером Национальной сборной США в парном фигурном катании Еленой Гуд, Олимпийским чемпионом и старшим тренером Беларуси в парном фигурном катании Олегом Васильевым, 2017 г. чемпионат Беларуси по фигурному катанию
Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments