Мы не могли обойти вниманием такое явление белорусского турбизнеса (действительно значимое и уникальное для отрасли) – как туристические балы.
Этими балами в 90-е завершали активный сезон и именно на них награждали ведущих игроков отрасли.
Сегодня вспомним, как это было, и обсудим, почему балы прекратили свой путь, оборвав традицию награждения лучших выездных туроператоров Беларуси.
Наши собеседники – Сергей и Наталья Плыткевичи, некогда владельцы популярного издания «Туризм и отдых» (выпуск газетной версии прекратился в 2016 году) и организаторы турбалов.
— Сергей, Наталья, как пришла идея проводить подобные мероприятия? Почему назвали именно «балами»?
Сергей Плыткевич:
— Начать надо с того, что наша газета «Туризм и отдых» находилась в условиях жесточайшей конкуренции. Как туристические фирмы конкурировали друг с другом, так и мы конкурировали с другими туристическими СМИ.
Понятно, что изданий было гораздо меньше, чем турфирм. Но для Республики Беларусь в 90-х годах три (!) профессиональные газеты – это была очень серьезная конкуренция и в то же время это огромное достижение, показатель динамичного развития нашего туристического рынка и сообщества, востребованности информации и рекламных площадок. Например, в Украине, Польше, Литве в тот момент не было ни одного туристического издания. В России газета была одна-единственная. А у нас уже в начале 90-х было две газеты, потом стало и вовсе – три!
Перечислим их. Наш «Туризм и отдых». «ТурПрессНовости» (издатель – Анатолий Гулый), в дальнейшем газета стала называться «Путешественник» (издатели – Дмитрий и Надежда Ненашевы). Потом появилась газета «Отдых», которую редактировал Максим Таборов.
Эта конкурентная среда подталкивала к нестандартным решениям, чтобы позиционировать себя как лидера. Первым шагом стал публикуемый в нашей газете рейтинг, которым я занимался, высчитывая, какая из турфирм размещает больше туристической рекламы и в каких изданиях ее больше всего. Таким образом, мы определяли лидеров среди турфирм и изданий.
Это была эпоха середины 90-х, когда специализированные издания появлялись в различных отраслях. Были свои СМИ в торговой, автомобильной и других сферах. Можно сказать, что я подсмотрел идею подведения итогов в «Автобизнесе» (учредители – Дмитрий Розумов и Дмитрий Асташенко). Нельзя сказать, что я скопировал их идею, но импульс к подведению итогов был именно оттуда. Дмитрий Розум составлял рейтинги продавцов автомобильных марок и проводил итоговые мероприятия, на которые приглашали и нас с Натальей. Я решил: Классно! Мы тоже можем сделать что-то похожее. Сфера туризма вполне подходит для красивых светских мероприятий и для подведения итогов работы фирм.
Когда я выкладывал «рекламные» рейтинги – турфирм и изданий – этот шаг в какой-то степени подстегивал турфирмы давать еще больше рекламы. «Туризм и отдых» стабильно был на лидирующей позиции, я чувствовал, что мы на подъеме. Было желание рынок подтянуть, подстегнуть. Но были, чего скрывать, и корыстные цели. Мы хотели показать, что являемся лидерами.
В конце концов, первоначальная идея трансформировалась в составление рейтингов рынка: сначала по итогам опроса читателей газеты мы определяли самые популярные турфирмы, потом стали называть лучших туроператоров по отдельным направлениям, которые были популярны в то время: Кипр, Турция, Болгария и так далее.
Технология была такая. В конце лета публиковали анкету, читатели присылали ответы, отмечали операторов. Все это было на бумажных носителях. Анкеты приходили по почте в конвертах. Мы это все считали вручную. Таким образом, получался рейтинг. Забот и мороки, честно говоря, было очень много.
Наталья Плыткевич:
— Идея самих туристических балов, на которых встречались бы представители отрасли и можно было бы отмечать лидеров дипломами, появилась плавно – в развитие темы.
Сначала была такая «пристрелка» – после осеннего «Турбизнеса» в 1996 году провели небольшой фуршет с участием группы «Палац», всем очень понравилось, все говорили – как классно, давайте делать регулярно! Но мне первое мероприятие больше запомнилось тем, что там у меня украли сумку, в которой был диктофон. Впрочем, это курьезное событие, конечно, никак не повлияло на наши дальнейшие планы. С тех пор балы так и проходили – в последний рабочий вечер осенней выставки «Турбизнес». Балами назвали, наверное, потому, что хотелось настоящего светского мероприятия – чтобы женщины и мужчины красивые, нарядные, обстановка торжественная. Так оно, в принципе, и было в те годы!
— Много сохранилось в памяти всяких историй, связанных с балами?
Наталья:
— В целом, это было такое время, что для сотрудников являлось поощрением – попасть на бал. Были фирмы, которые приходили в полном составе. Например, Мира Яковлевна Баран, «Экотур-6», приводила всех своих сотрудников. «Турлюкс», «Экология» тоже приходили массово, всей командой. Помню, как кому-то, например, не очень понравилась рассадка – место, где стоял стол в бальном зале, были небольшие обиды, но на следующий год все забылось, и фирмы снова спешили на бал. Только билеты выкупали в самом начале и выбирали лучшие места. Была торжественная часть – награждение дипломами операторов. И – развлекательная часть.
— Из чего состояла развлекательная часть?
— Заказывали ресторан, программу делали, ведущего приглашали. Я когда-то давала рекомендацию Егору Хрусталеву для поступления на журфак. Мы дружили. Он к тому времени уже был довольно популярным телеведущим, мы его регулярно приглашали вести наши балы. В первый год он пригласил Ларису Грибалеву в соведущие. Егор конкурсы нам организовал, вел и официальную часть программы, и развлекательную. Было весело, занимательно и никому не надоедало.
Сергея Кухто несколько раз приглашали ведущим. Харизматичный Виктор Шалкевич также вел один из балов. После его выступления иностранные гости очень хорошо запомнили одно белорусское слово: “Налівайце-налівайце-налівайце!”.
Проводили мероприятия в ресторане гостиницы «Орбите» – наверное, самое большое число турбалов прошло именно здесь. Также использовали в качестве площадки рестораны гостиниц «Планета», «Юбилейная», «Беларусь», развлекательный комплекс «Белая Вежа».
Для музыкальной части вечера приглашали группу, которая нам казалась интересной, необычной. Например, группа «Пиво вдвоем», мне кажется, раскрутилась в мире турбизнеса с нашей легкой руки.
И мы всегда звали на наши мероприятия коллег-журналистов из различных изданий. Никаких материалов взамен не требовали, приглашали бесплатно – приятных нам людей, чтобы вместе отметить окончание сезона.
— Помнится, балы были очень массовыми!
Сергей:
— Да, максимальное количество – около 400 человек!
Наталья:
— Сережа, но это было только один раз – к счастью! Потому что это, конечно, запредельно много. Бал проходил в «Юбилейке». Нам тогда выставили счет за бой посуды больше чем на 200 долларов! Обычно количество гостей составляло 200 человек, больше залы наших ресторанов не вмещали. Вообще, на этих мероприятиях очень ярко проявлялись люди. В рабочих моментах друг друга близко люди не знают, а на наших балах всегда была раскрепощенная атмосфера. Раиса Зарифовна удивительно танцевала. Сергей Букас зажигательно пел на испанском языке со своими сотрудниками…
Сергей:
— Мы же всегда проводили наш бал – как финал осенней туристической выставки – в предпоследний вечер. В Минск приезжало много зарубежных партнеров наших фирм – киприоты, турки, болгары и так далее. Они все тоже приходили на наше мероприятие. Сначала мы вручали дипломы, а потом партнеры раздавали призы – бесплатное проживание в отелях, перелеты. Путевки летели, как из рога изобилия, – налево и направо.
Прикольно вспоминать, как все это было. Однажды в «Белую вежу» нам не дали пронести спиртное – Витя Повзун (фирма «Подевюс») нес целый рюкзак. Турфирмы приходили со своим спиртным не просто так. Это же туристический бал! Фирмы, которые специализировались на Болгарии, несли болгарские вина. Те, кто занимался Испанией, – испанские. И так далее.
На самом деле, на этих балах происходила одна удивительная вещь. Люди, которые друг с другом конкурировали, на этих мероприятиях буквально братались, происходил процесс объединения отрасли. Я думаю, что это было уникальное событие в отрасли. Именно – в таком формате, как мы проводили.
Наталья:
— Наверное, в рекламных турах тоже происходит подобное объединение участников отрасли. Но наше мероприятие, конечно, было очень массовым, оно объединяло сразу всех и очень сплачивало.
— Как оборвалась традиция?
Сергей:
— Со временем стало появляться много каких-то противоречивых моментов. Были фирмы, которые друг с другом не общались. Они просили не усаживать их за один стол с конкурентами. Мало кто это знал, но каждое мероприятие добавляло, как говорится, седых волос. Фирмы предъявляли претензии, что кого-то засудили, что рейтинг не верный, и места должны были распределяться совсем по-другому. Потом стали говорить, что результаты куплены. Но мы все считали по-честному. Какой смысл нам был что-то подтасовывать? Тем не менее, всегда кто-то был обижен. Я считал честно и, кроме того, по моим профессиональным ощущениям, результаты опроса читателей совпадали с общим весом операторов. Если, например, самым узнаваемым, популярным туроператором называли «АлатанТур», то так оно и было. Мы делали объективный рейтинг. Но все равно говорили, что мы «продаем места», что мы «зарабатываем на мероприятии».
Наталья:
— На нем невозможно было заработать. Даже в лучшие годы. Билет стоил 20-25 долларов. Нужно было заказать еду, спиртное, сделать программу, заплатить ведущим, музыкантам. И очень много было бесплатных билетов – мы приглашали партнеров, коллег, чиновников, свою команду. В таких обстоятельствах не заработаешь. Потом было несколько попыток возродить общее мероприятие для отрасли – несколько раз мы провели «Зорку турбизнеса» и фестиваль «Учись отдыхать», который прошел в Раубичах.
Сергей:
— Именно из наших туристических балов родился и вырос нынешний Республиканский конкурс «Познай Беларусь!». Сама идея была нашей, и первые годы мы проводили конкурс совместно с Министерством спорта и туризма. Потом, конечно, изменилось время, пришла новая эпоха, новые люди, теперь мы уже не являемся соорганизаторами этого конкурса.
— Я помню в середине 90-х зеленую карту Олега Французова (ученик Рубена Атояна) с достопримечательностями Беларуси, нарисованными от руки. Она висела у нас в редакции «Туризма и отдыха», на ней было написано: «Познай Беларусь». Я думаю, что название конкурса пошло именно оттуда.
Сергей:
— Возможно. Долгое время мы очень плотно сотрудничали по этому вопросу с министерством. Моя подпись стояла на дипломах, которые вручали победителям.
— А почему в стране так и не появилось общего мероприятия – с награждением операторов, работающих на выездном, внутреннем, въездном направлениях?
Сергей:
— Собственными силами продолжать традицию становилось все труднее. Газета постепенно перестала быть прибыльной, время убирало в тень печатные издания, на первый план потихоньку начал выходить интернет.
Для больших мероприятий нужен оргкомитет. И важно, чтобы организатор был независимой структурой. В свое время такой структурой была газета «Туризм и отдых». В будущем организатором могло бы быть какое-то смежное специализированное рекламное агентство. Но оно в стране так и не появилось. Когда был основан БСТО (в дальнейшем – РСТО), это было объединение турфирм, оно уже не могло быть объективной структурой, поскольку объединяло самих операторов. Но, думаю, что наши турбалы сыграли свою важную роль в объединении отрасли и остались в памяти многих как классные мероприятия, где турфирмы могли собраться, получить заслуженные награды и пообщаться в неформальной обстановке.
Что-то похожее я, в принципе, продолжал проводить и в последующие годы. Можно вспомнить республиканские фотоконкурсы «Моя Беларусь» и «Фото Беларуси». Последний мы проводили совместно с Министерством информации, с Академией наук организовывали международный фотоконкурс «Золотая рысь», с Международным фондом поддержки дикой природы «Красный Бор», директором которого я являлся, проводили открытый чемпионат Беларуси по фотоохоте – в общем, ушел немного в другую сферу.
— Продолжаешь следить за турбизнесом?
— Не слежу, а продолжаю ту же работу, что и в начале девяностых годов! Тогда после нескольких лет бума зарубежного туризма я для себя сделал вывод, что главное – это продвижение туристических возможностей родной страны. Именно поэтому я все усилия направил на издание фотоальбомов, путеводителей, рекламных брошюр. Более восьми лет мы делаем краеведческий портал «Планета Беларусь». Недавно, например, за три дня проехал все райцентры Гродненской области и снял с высоты главные достопримечательности, а для этого сейчас нужно приложить много усилий, в частности – получить разрешение на съемку и каждый объект согласовывать перед взлетом.
Считаю, что в настоящее время направление Беларусь – наиважнейшее. Понимаю, что есть международная проблематика в белорусском туризме, и там много вопросов – как с выездом, так и въездом. Но в первую очередь, мне кажется, сейчас важно продвигать Беларусь – для самих белорусов. И вижу, что белорусы по Беларуси стали ездить гораздо больше. Так что, остаюсь в теме. Продолжаем двигаться в этом направлении, работаем на благо отечественного туризма!