Есть личности в нашем туризме, которые уже ушли от нас, но вклад которых в современную туристическую отрасль настолько велик, что мы не можем не посвятить им отдельный материал.
Одним из таких личностей в истории отечественного турбизнеса был Юрий Бовенко, благодаря которому в 1989 году на свет появилась первая негосударственная туристическая фирма в нашей стране – «Бел-Ориентир».
О непростом пути и становлении турбизнеса, о проблемах, с которыми столкнулись первопроходцы, рассказывает супруга Юрия Бовенко, директор компании «Бел-Ориентир» Ирина Бовенко.
Тернистый путь в белорусский туризм
— Начиная свой рассказ о Юре, я сказала бы так – тернистый путь в белорусский туризм…
Мы оба родились на Урале, в Челябинске. Этот крупный промышленный центр в России формировался во время войны, как центр эвакуации, и, по сути, стал опорным пунктом страны в тот момент. Корни Юриных родителей в Украине, но наши отцы родились в Китае, в Харбине — это отдельная интересная история.
Можно сказать, что мы пошли по пути родителей, которые были инженерами. У Юры было два образования – энергетический факультет и автотракторный, что потом серьезно повлияло на его дальнейшую судьбу в туризме. После окончания Челябинского политехнического института Юрия распределили в Минск, в ПО «БЕЛАВТОМАЗ». Это было в 1976 году.
Мы приехали в Беларусь уже с нашей дочкой – Леной. Прибыли в город 7 ноября. Меня удивил Минск своей зеленью. Было достаточно прохладно, но у нас в Челябинске в ноябре в это время стояли такие морозы, что лопались трубы. В общем, переехали с Урала – в Европу.
В 1986 году Юрию предложили работу заместителем директора гостиничного комплекса «Турист». Это был первый шаг на пути в туризм.
Надо сказать, что путешествия мы с мужем всегда очень любили, особенно на машине, хотелось поездить, посмотреть страну. О загранице тогда не мечтали.
Но все повернулось по-другому.
В 1987 году возник кооператив «Спутник» — коммерческая структура, где Юрий Бовенко приступил к работе вместе с Владимиром Голенастовым и Игорем Чернозипунниковым. Затем, в 1989 году, Юру пригласили на должность руководителя в туристическую структуру «Ориентир», которая была зарегистрирована при ЦК комсомола. Ее можно назвать первой коммерческой туристической структурой в Беларуси. Дата ее регистрации — 10 октября 1989 года. Именно от этой даты мы ведем отсчет своей истории. Затем структура получила свое нынешнее название «Бел-Ориентир».
Чем занимался «Ориентир»? Экскурсии, отдых. Был отдел приема, отдел туров выходного дня, плотно сотрудничали с профсоюзами. География путешествий была впечатляющей – Казахстан, Владивосток, северная часть СССР. Летом возили людей на отдых – Сочи, Юрмала. Очень серьезно работали с Прибалтикой, особенно – с Латвией. Я ведь выросла в Юрмале, очень люблю Латвию, поэтому, конечно, занимались и этим направлением. Уже в «Ориентире» появилась возможность работы с зарубежьем. Принимали туристов из Германии, Польши, Америки… Совместно с «Дортуром» пустили первые поезда в Польшу. Стояли у истоков таких направлений, как Италия, Болгария, Турция, Греция и других.
Оборотная сторона «лихих» 90-х, или Как тяжело начинать строить бизнес: семейный подряд, недели без выходных, ночи без сна
Я начала помогать Юре в его работе в «Ориентире», потому что уже сложилась крупная структура, нужна была помощь, максимальная концентрация всех усилий. Это уже была наша совместная деятельность. Мы вместе решали, какие направления развивать, в какую сторону двигаться.
В то время – конец 80-х – начало 90-х – бизнес в стране только зарождался. Никто толком не представлял, как развиваться. До того, как погрузились в эту деятельность целиком, даже не думали, что туризм это – не путешествия, а сложная коммерческая деятельность. Бессонные ночи, без выходных. Мы купили тогда дачу, но за год побывали там всего пару раз, потому что физически просто не могли оторваться от дел.
Давайте посмотрим на современные турфирмы, которые уже пользуются наработанными схемами и технологиями. Сотрудники турфирм работают регламентировано, с выходными, с отпусками. А когда все начиналось, это было по-другому. Мы вкладывали все свое время, все силы в раскрутку, в становление. Работа шла без остановок, 24 на 7.
Почему я примкнула к делу? Потому что в какой-то момент поняла – или мы работаем семьей, или не вытянем дело. Думаю, многие пары прошли через это. Мое решение было таким – надо быть рядом, плечом к плечу, поддержкой и опорой друг другу. Помню, он работает до 2-3 часов ночи, я в это время сплю, потом меняемся.
Это было время преодоления! Нет ни технологий, ни технической базы – все с нуля. Учились мы, конечно, у западных партнеров, собственных понятий о туристическом бизнесе было очень мало.
Я считаю, что именно в нашем тандеме заключался успех нашего дела. Юра был достаточно осторожный, осмотрительный человек, я – более импульсивный. Он более основательный, его кредо – серьезная подготовка. У меня больше – творческая фантазия. Это позволило нам двинуть деятельность, пройти все эти тяжелые первые трудные времена, остаться на плаву и развиться.
БТА – первая общественная организация в туризме. Как Юрий Бовенко «прорубал» окно в международный туризм
Я хотела бы подчеркнуть роль Юры в организации Белорусской туристской Ассоциации. Инициаторами были Александр Заккис (фирма «Надзея») и Юрий Бовенко. Ассоциация возникла в 1992 году. И хоть просуществовала не так уж долго – несколько лет, но была очень активной. Занимались различными вопросами, в том числе развитием международного туризма.
Ассоциация закончила свою деятельность по вполне объяснимым причинам: невозможно было долго сочетать коммерческую невероятную нагрузку и общественную деятельность. Когда в 2002 году на свет появился РСТО, это все-таки уже был другой уровень – со своей исполнительной структурой. А когда у тебя серьезный бизнес и одновременно общественная работа – это трудно совмещать.
Но, думаю, что объединение позволило сделать шаг вперед в преодолении проблем зарождающегося белорусского турбизнеса.
Соглашусь с мнением коллег, что окно в международный турбизнес «прорубал», в том числе, и Юрий Бовенко. Именно он добился для коммерческих организаций в туризме разрешения относить документы в ОГИМ. До этого допуск был только у «Интуриста», «Спутника» и Белсовета по туризму. Только эти три организации могли сдавать документы для получения разрешительного штампа на выезд за рубеж.
Автотранспортная компания «Ларус виаджи», автобусные комбинированные программы по Европе
В 1997 году мы совместно с итальянским туроператором создали автотранспортную компанию «Ларус виаджи». Это была Юрина мечта – собственная транспортная структура. Он очень хотел реализовать себя именно в инженерном аспекте – туризм плюс транспорт.
Для того, чтобы зарегистрировать такую структуру, обязательно нужно было профильное инженерное образование. У Юры оно было. Соответственно, он стал директором автотранспортной компании, а я возглавила турфирму «Бел-Ориентир».
Вот с этого момента у нас началась активная автобусная деятельность. Он плотно занимался технической стороной дела. Что касается разделения направлений, то так сложилось, что Юра больше занимался Восточной Европой, я – Западной. Он также посвящал много времени авиационным направлениям. К примеру, развитие болгарского направления у нас дошло до такой степени, что авиакомпания Balkan даже видела в нас своего представителя в Беларуси. Но до открытия представительства так не дошло, как и до регулярного рейса из Минска в Софию.
С открытием автотранспортной компании появились другие возможности для развития автобусных комбинированных программ. Конечно, до поездок по Европе на собственных автобусах была предыстория – как мы начинали работать с Европой.
Как я уже рассказывала в одном из интервью, итальянские маршруты мы открывали первыми, а потом коллеги уже шли за нами. Первый автобусный тур в Италию был нами организован в 1991 году. Думаю, с этого времени стоит вести отсчет старта на белорусском рынке автобусных комбинированных программ по Европе. Мы доезжали на поезде до Польши, пересаживались на польские автобусы и дальше ехали по нашим программам. Пару раз ехали «Икарусами» из Минска, других автобусов в 1991-92 годах в стране просто не было. Мы освоили Италию как базовое направление, и дальше аналогичные технологии применили на таких направлениях, как Испания, Греция, Франция. Грецию начинали делать тоже в интересном формате. Доезжали на поезде до Софии, и оттуда стартовали на автобусах «Мерседес» уже в Грецию.
Кстати, в этих программах мы всегда опережали Россию. Российские операторы тогда и не думали о подобных поездках. Мы подтягивали Россию и ее регионы – естественно, Урал, с которым у нас были прочные связи, Москву, Питер.
Сначала появились сугубо экскурсионные программы, потом – с отдыхом, популярность их с каждым годом росла. Люди хотели не только отдохнуть, но и посмотреть, набраться впечатлений и эмоций. Я могу провести аналогию с прошлым, 2023 годом, когда после снятия всех ковидных ограничений, наконец, открылась Европа. И, несмотря даже на проблемы с визами и границей, люди просто хлынули в Европу, возник бум спроса на экскурсионные автобусные туры.
Все маршруты мы с Юрой разрабатывали совместно. Нужно было понять, что мы можем, и что хотят посмотреть туристы. Были серьезные международные ограничения. Мы следовали всем правилам, Юрий очень строго придерживался всех норм.
Я хочу отметить, что автобусные туры на порядок сложнее, чем авиа. Такие туры сложны и в создании, и в реализации. Это нигде не преподается и этому нигде не учат и сегодня. Новые компании вырастали из того, что они учились у коллег, в том числе – и у нас.
Наследие Юрия Бовенко
Многие сегодняшние известные менеджеры по туризму учились именно в нашей компании. Можно сказать, что мы были «кузницей кадров». Юра, по сути, стоял у истоков формирования профессии. Он был профессионалом высокого класса и передал свой опыт коллегам: многие турфирмы не только Беларуси, но и России вышли из-под крыла «Бел-Ориентира» и были основаны его сотрудниками.
Но, конечно, отдельно нужно сказать, что наша дочка Лена пошла по нашим стопам. Хотя, опять-таки, это получилось достаточно случайно. Лена (заместитель директора компании «Бел-Ориентир» Елена Варакса – ред.) закончила консерваторию. Она много путешествовала по различным маршрутам. После окончания консерватории начала работать педагогом, но, видимо, в выборе жизненного пути сыграли роль семейные традиции. Туризм – это все-таки наша любовь, и, думаю, Лена не жалеет о своем выборе. Хотя и сегодня занимается музыкальными проектами. Вот сейчас организует международный хоровой слет, который пройдет в Минске 5 декабря. Наша дочь создала много маршрутов по Европе, является в нашей фирме разработчиком программ.
… Юра ушел из жизни 24 апреля 2010 года. Занимался делами практически до самого конца, продолжая работать из дома на компьютере, разрабатывал румынское направление, много времени посвящал этой теме. В какой-то момент мы стали ведущей компанией по Румынии. Юра сам занимался программами и в последние дни жизни полностью передал направление нашей дочери. Возможные варианты поездки, маршруты, согласования – все это он делал в преддверии туристического сезона 2010 года. Того сезона, который для него так и не наступил…