«Спрос превысил предложение»: В Минкультуры обсуждали, как организовать работу известных туробъектов

«Спрос превысил предложение»: В Минкультуры обсуждали, как организовать работу известных туробъектов

14 января в Министерстве культуры прошло совещание, посвященное туризму.

В центре внимания был гибкий график работы музейных учреждений и порядок допуска аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков к проведению экскурсий для организованных групп на территории мемориальных комплексов и других объектов.

За сухим названием совещания, как выяснилось, стояло горячее обсуждение темы.

На встрече присутствовали представители Министерства культуры, облисполкомов, мемориальных музейных комплексов, туристических компаний «Виаполь», «Тайм Вояж», «АТТ» «Илва», «Дортур», «Беларустурист» и других, экскурсоводы, гиды-переводчики.

Напомним, что 18 декабря 2024 года состоялось заседание Президиума Совета Министров Беларуси, возглавлял которое премьер-министр нашей страны  Роман Головченко, и на котором был определен ряд поручений с целью дальнейшего развития туризма в нашей стране.

В числе других вопросов Президиум Совмина поручил Министерству культуры выработать гибкий график работы музейных учреждений и порядок допуска аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков к проведению экскурсий на популярных туробъектах страны.

Наш портал уже неоднократно поднимал эту тему в комментариях экспертов и представителей турфирм. Речь идет о фактической нехватке «приемных возможностей» наших самых популярных туристических объектов для обслуживания всех организованных групп. Как говорят турфирмы: «спрос превысил предложение». С чем это связано и что делать?

Суть проблемы

Вопросы с невозможностью обслуживать весь поток туристов, стремящихся попасть в музейные комплексы Мира, Несвижа, Бреста, Хатыни и другие, возникли по нескольким причинам.

Во-первых, потоки внутренних и въездных туристов в Беларуси существенно выросли. Мы уже озвучивали эти цифры – в год сотни тысяч организованных въездных туристов и несколько миллионов неорганизованных, плюс – больше миллиона наших граждан, циркулирующих во внутренних турпотоках.

В Беларуси уже сложился «пул» самых популярных музейных комплексов – это и Мирский, Несвижский замки, Брестская крепость, Хатынь и другие. Очевидно, они испытывают «перенапряжение» от туристических потоков. В настоящее время в стране идет активная реставрация многих исторических объектов с громкими именами. Но как при их вступление в строй, это повлияет на загруженность других объектов – пока непонятно.

Во-вторых, согласно Кодексу о Культуре, в музейных комплексах туристов обслуживают только аттестованные самими комплексами штатные экскурсоводы. Таких экскурсоводов и гидов-переводчиков в штате не так много, соответственно, есть объективные причины, по которым принять большее количество туристов в том же Несвижском замке или Брестской крепости нельзя.

В результате этих и других факторов в последние годы турфирмы жалуются, что не могут найти «окна» в графиках приема групп в музейных комплексах, чтобы обслужить всех желающих. Частенько возникают очереди – чтобы попасть на объекты. Все это, конечно, не могло не попасть в поле зрения государства.

Минкультуры: устраивать «экспресс-систему» обслуживания туристов в местах, связанных с трагическими страницами истории Беларуси, — неэтично!

На встрече подчеркивалось, что подобные вопросы уже обсуждали на различных уровнях. Объекты пытаются решать вопросы с помощью внутреннего регулирования, в частности, в Несвижском замке в прошлом сезоне сократили стандартную экскурсию по времени, сделали чуть короче, это позволяет обслужить большее количество гостей.

Представители Министерства культуры рассказали о существующем положении дел и объективных факторах регулирования потока посетителей. Так, есть нормативы по пребыванию определенного количества людей в строениях, они согласованы с различными службами, обеспечивающими охрану, безопасность, санитарные нормы. Кажется, музей ВОВ большой, — говорилось на совещании, — но едимоментно развести по разным частям экспозиции 4-5 групп по 25 человек – это уже проблема. Группы движутся, причем часто в разном темпе, они не должны пересекаться, то есть вопросы логистики требуют дальнейшей проработки.

Хатынь или музей в Озаричах – там ситуации еще сложнее, потому что музеи небольшие, возможности для маневра тоже не так много.

Следующий момент находится в тонкой, этической плоскости. Хатынь, Тростинец, Брестская крепость – это места, посвященные трагическим  темам в истории Беларуси. Там всегда определенная музейная атмосфера тишины и драматизма, нарушать ее нельзя – потому что нарушаются сами принципы экспозиции. В такой ситуации устраивать поточную систему «экспресс-обслуживания» туристов неэтично.

Также, согласно Кодексу о Культуре, нецелесообразно допускать к проведению экскурсий в музейных комплексах «сторонних» экскурсоводов.

Официальную позицию на этот счет еще раз разъяснили на совещании: на таких объектах, как Мир, Несвиж, да и любой большой или небольшой краеведческий объект, работают лучшие научные сотрудники страны. Человек «со стороны» не всегда обладает необходимыми знаниями и пониманием темы. Музей – это не городская экскурсия с ее возможными интерпретациями. Музей – это коллекция предметов и раритетов, тема требуют отдельной детальной проработки, на которую специалист-экскурсовод «широкого профиля» не всегда готов.

Есть еще один момент, который подчеркивался на встрече, – чтобы менять графики работы музейных комплексов, добавлять экскурсоводов в штаты, нужно быть стопроцентно уверенными в потоках. А туризм – все же дело сезонное. Поэтому, конечно, когда речь идет о планировании, требуется консолидированная работа объектов и турфирм.

Собственно, совещание и было посвящено вопросу, как эти отношения выстроить и такую консолидированную работу организовать.

Турфирмы: Нам нельзя терять потоки туристов и ждать, пока мода на Беларусь пройдет!

Туроператор «Виаполь» подчеркнул, что все проблемы уже были озвучены перед премьер-министром Романом Головченко на встрече 18 декабря. Время идет. Турфирмы готовы наращивать экспорт туруслуг. Активными темпами растет прибытие российских туристов в Беларусь, начинает проявлять себя китайский турпоток. Не хотелось бы терять этот потенциал: «Если мы начнем отказывать туристам, мода на Беларусь пройдет!»

Болевая точка для турфирм – невозможность проводить экскурсию своими силами не только в самом музее, но и, главное, – на территории музейного комплекса.

То есть группа иностранных или белорусских туристов приезжает в Брестскую крепость, местного штатного экскурсовода не хватило, а собственный, с которым прибыли туристы, не имеет права что-либо говорить туристам по теме, как только вступил на территорию крепости. Хотя для туристов это выглядит более чем странно. Не менее странно и вряд ли слишком этично выглядит, когда школьная группа приезжает в Хатынь, экскурсовода нет, и детей просто выпускают на территорию – походить: а дети – есть дети, могут и пошуметь.

Как говорят туроператоры, в пиковые даты привезти российскую группу в Брестскую крепость или Хатынь уже невозможно. «На территорию не зайдешь, нужно из-за угла рассказывать, и объяснять туристам, что наш экскурсовод не имеет допуска, а местных не хватает. По территории Хатыни экскурсии водят студенты, работающие в штате, а известных экскурсоводов страны с громким именем, аттестованных в Нацагентстве по теме Хатынь – не пускают!». Добавим, что по данным, озвученным на встрече, в стране – 154 аттестованных по теме Хатынь экскурсовода!

Еще одна цитата: «Едем в Хатынь, везем из Бреста в Витебск группу туристов. Экскурсовод говорит: Мы вам в автобусе расскажем, а вы потом по территории сами погуляйте. Мы считаем, это выглядит несерьезно и мешает имиджу республики!»

Туристические компании очень благодарны заповедникам и комплексам, которые частенько идут навстречу фирмам в индивидуальном порядке. Но вопрос требует какого-то разрешения, потому что сейчас на популярных объектах существует «гильотина, которая фактически отсекает потоки туристов».

В создавшихся условиях турбизнесу трудно спланировать и гарантировать партнерам точные графики приема тех же российских групп, если многие музеи принимают брони только на месяц вперед. У таких крупных компаний, занимающихся экскурсионным обслуживанием, как «Виаполь», «Беларустурист», «Илва» и другие, уже спрашивают туры на июнь, июль – а забронировать сложно.

Также эмоциональным вышло выступление представителей «Дортура» — крупного железнодорожного оператора, у которого большие одномоментные объемы клиентов и которому очень важна стабильная система обслуживания туристов:

«Мы работаем поездами. Обслуживаем межсоюзные проекты по туризму, это большая ответственность. Учитывая огромные группы – по 120 человек – всегда вопросы с таймингом. Попробуйте минута в минуту накормить 120 человек и вовремя приехать в музей! Если бы у нас была возможность со своим экскурсоводом пройтись по территории – это решило бы проблемы. Мы не просимся в музей! Дайте пройти по территории!»

Где выход?

В целом, как видим, вопросы во внутреннем и въездном туризме возникают по положительному поводу – инфраструктура развивается, предоставляя тот туристический продукт, который востребован. Туризм укрепляет имидж Беларуси как красивой, ухоженной, процветающей и богатой в историческом плане страны. Спрос растет. Организационные моменты, увы, отстают от реальности.

На встрече вспоминали, что до распада Союза профессионалы вообще не знали подобных проблем, автобусы приезжали – уезжали, всем хватало места и «окон» в музейных графиках. Хотя поток в ту же Хатынь тоже был огромный. Но что жалеть о старом – надо с учетом положительного прошлого, создавать новую систему.

На российский опыт в музейном деле сослались представители туроператора «Илва». В частности, на территории Национального парка «Смоленское Поозерье», где также расположены музейные комплексы, провели обучение для всех желающих экскурсоводов, аккредитовали необходимое их количество, и дали «право голоса на территории» — «Россия, которая тоже переживает бум внутреннего туризма, пошла по этому пути».

Наш Кодекс о культуре однозначно запрещает обслуживание туристов в музеях внештатными экскурсоводами, поэтому объекты и фирмы пытаются искать компромиссы, чтобы не нарушить закон.

Так, к примеру, представители администрации комплекса «Хатынь» предлагали заключить договор-подряд с экскурсоводами, работающими в фирмах. Но условием было присутствие экскурсовода на объекте целый день, что, в общем, оказалось невыгодно.

Как подчеркивалось на совещании, нужно выстраивать работу через гражданско-правовые отношения, интересные обеим сторонам, в том числе, и с точки зрения финансовой.

С Хатынью появилась предварительная договоренность о том, что силами музея состоится прослушивание экскурсоводов, работающих в штате турфирм.

Увеличение количества штатных сотрудников в самих музейных комплексах – дело, конечно, непростое. К примеру, чтобы снять все вопросы, Брестской крепости нужно принять в штат 14 (!) экскурсоводов. Можно понять, что это немалые бюджетные расходы. При этом музейные комплексы высказали сомнения: спрос со стороны турфирм на экскурсии сезонный, часто бывают отмены групп, а, увеличив штат, администрации берет на себя ответственность.

Собственно говоря, так и появляются студенты-экскурсоводы в штатах музеев – их берут на сезон, чтобы удовлетворить спрос в пиковые даты.

Один из выходов турфирмы видят в том, чтобы ввести представителей музеев в процесс и структуру аккредитации экскурсоводов в Национальном агентстве. Также туристические компании готовы заключить договора со штатными экскурсоводами музейных комплексов, платить им по договору, и быть уверенными, что нужное количество групп попадет в нужное время в музей.

В целом, и турфирмы, и представители Минкультуры, других управляющих органов, музеев пришли к выводу, что нужно «сделать процесс сотрудничества более адекватным и легким друг для друга». Тем более, что проблема, как ком, нарастает. На очереди – новые объекты, которые набирают популярность – тот же дворец Пусловских в Коссово, замок Сапегов в Ружанах. Так что, решение должно быть найдено.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments