Известный российский туроператор «НИКА» вчера разместил на своем сайте пронзительное обращение к туристам:
«К нашему невероятному сожалению, 22 июня 2020 года становится черным днем в истории Туроператора «НИКА». Туроператор ООО НИКА объявляет о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта в соответствии со статьей 17.4 ФЗ-132 “О туристской деятельности”.
Пандемия коронавирусной инфекции, невозможность совершения туристами поездок не по нашей вине в течение последних месяцев, неясность возможности совершения поездок в будущем, и, главное, нежелание страховой компании СПАО “Ингосстрах” продлевать существующий договор страхования ответственности туроператора в сфере международного выездного туризма, привели к тому, что мы вынуждены приостановить свою деятельность.
Дорогие наши путешественники!
Поверьте, мы старались, как могли. До последней минуты мы были уверены, что справимся. Но текущая ситуация “загнала нас в угол”.
Невозможность совершить Вами поездки произошла не по нашей вине.
Страховые компании не хотят страховать туроператоров выездного туризма, у них на этот счет свои соображения. При этом, по Закону, мы должны иметь финансовое обеспечение, которое может быть:
Страхование ответственности (для страховых компаний это добровольный вид страхования, и они вправе от него отказываться – что они и делают);
Банковская гарантия (не осуществимо);
Наполнение Фонда персональной ответственности в размере 7% от объема реализованного турпродукта. Ряд компаний существенно занижали объемы реализованного туропродукта и поэтому “наполнили” свой фонд. Те же, кто показывал объемы честно – сейчас имеют в фонде около 2,5-3% — только. Наполнить фонд денежными средствами туристов мы считаем не верным, ведь как мы потом сможем исполнять свои обязательства?..
В результате туроператор НИКА, после 27 лет работы оказался в тупике.
Продолжать работу в области международного выездного туризма мы не можем (фингарантии заканчиваются 23.06.2020), предоставить сейчас туристам приобретенные путешествия мы тоже не можем (границы закрыты, пандемия продолжается), оформить возвраты из ФПО (согласно Постановления Правительства № 461) тоже не можем, перенести ваши путешествия на будущее также не можем (проект постановления уже оглашен, а фингарантий на новый срок у нас нет), продолжать формировать группы (что является необходимостью, чтобы путешествия состоялись, так как они групповые) – тоже не возможно по причине отсутствия фингарантий.
В результате мы оказались в ловушке, захлопнутой со всех сторон.
До последнего дня мы рассчитывали и надеялись на положительное решение Страховой компании СПАО “Ингосстрах” по пролонгации действующего договора страхования ответственности, прошли большое количество с их стороны проверок и оценок. Но новое руководство страховщика приняло другое решение, окончательно захлопнув ловушку, в которую поместили нас и всех наших туристов.
Несколько лет уже ведутся обсуждения того факта, что страхование ответственности является обязательным для туроператоров и добровольным для страховщиков?..
Почему за столько лет существования этой проблемы так и не были приняты необходимые постановления, которые бы урегулировали эту проблему по аналогии с ОСАГО (автовладельцы обязаны иметь страховку, страховщики страховать, тарифы и условия являются едиными)?!
К сожалению, мы не смогли никак повлиять на то, что произошло в 2020 году и приняли решение, защищающее Вас, наших туристов. Убивая нашу компанию, наши идеи, проекты, воплощения, открытия нового и восстановления давно забытого, фактически “убивая” себя, мы решили защитить наших клиентов пока имеются действующие договора страхования ответственности с надежными страховыми компаниями.
Мы окажем Вам всяческое содействие в оформлении необходимых документов для получения страхового возмещения и выплат».
Как сообщает туроператор, в ближайшие дни офис в Москве прекратит свою работу, а офис в Санкт-Петербурге продолжит работу до урегулирования всех вопросов с клиентами.
Российский туроператор «Ника» занимался организацией путешествий по России, Европе и СНГ. В линейке туроператора были путешествия на Камчатку, Байкал, Соловки и другие уникальные туры. «НИКА» являлась крупнейшим агрегатором круизных туров, речных круизов – до 600 в год.
В Беларуси туроператор занимался организацией круизов для иностранных путешественников по Припяти на теплоходе «Белая Русь». Как рассказал нашему порталу известный экскурсовод, историк Сергей Бусько, «НИКА» имела возможность собирать зарубежных клиентов – датчан, шведов, норвежцев – для путешествия по Белорусскому Полесью. Полесский круиз достаточно не дешев, и собрать клиентов на речное путешествие стоимостью приблизительно 500 евро под силу не каждой компании.
«НИКА» обеспечивала сбор и перелет в Беларусь иностранных гостей, здесь на месте их обслуживали наши, белорусские гиды и наш белорусский теплоход «Белая Русь», принадлежащий предприятию «Днепро-Бугский водный путь». Ежегодно, благодаря клиентуре, собранной российским туроператором, проходило до 20 речных рейсов по Полесью – за сезон в это увлекательное путешествие отправлялись до 600 человек.
Белорусский турбизнес хорошо знал фирму «НИКА», каждый год компания, несмотря ни на что, присутствовала на белорусских туристических выставках, была активным, полезным партнером. Как сказал Сергей Бусько, «Полесские, брестские гиды уже в трауре — переживают уход «НИКИ» с рынка. Фирма сделала очень много полезного для нашего регионального туризма. Многие с благодарностью относятся к деятельности компании».
Как видим, пандемия и кризис еще раз подчеркнули законодательные проблемы, которые существуют на российском рынке. Увы, существующие механизмы регулирования рынка в виде финансовых и банковских гарантий, страхования ответственности туроператоров в решающий момент не способны защитить ни операторов, ни их клиентов. В настоящее время, как знаем, в Беларуси готовится новый Закон «О туризме», который, в целом, повторяет российскую схему законодательного регулирования турбизнеса. Наверное, стоит еще и еще раз обратить пристальное внимание на российский опыт – чтобы не совершить ошибку.