Трастовые счета: британский опыт регулирования туристического рынка

Трастовые счета: британский опыт регулирования туристического рынка

Сейчас, когда в Беларуси начались дискуссии о способах регулирования деятельности туроператоров и турагентов, предлагаем присмотреться к опыту Великобритании, где в качестве гарантий для туристов используются трастовые счета. 

Туристическое законодательство Великобритании помимо страхования ответственности или внесения гарантийного бонда государству допускает еще один способ обеспечения туроператорами своих обязательств перед туристами – работу через трастовые (доверительные) или эскроу-счета. Открыть и обслуживать их можно у эскроу-агента – банка, юридической компании или специализированной фирмы.

Туроператор, выбравший такой вариант гарантий, обязан принимать все платежи за туры только на доверительный счет. Забрать с него деньги можно лишь после того, как турист благополучно завершил поездку, о чем турфирма сообщает эскроу-агенту специальным заявлением. Средства клиента не используются для пополнения оборотного капитала туроператора и полностью защищены. В случае банкротства поставщика туруслуг деньги, находящиеся на доверительном счете, возвращаются туристам, которые их заплатили, но так и не отправились на отдых, – прочие кредиторы не вправе претендовать на эти активы.

Российские эксперты сомневаются, что прием платежей на доверительные счета имеет шансы стать востребованным в туротрасли. Для абсолютного большинства туроператоров основной источник пополнения оборотных средств – предоплата за туры. Заменить ее можно только кредитами, а они, что в России, что в Беларуси дороги, 15–18 % годовых. «Стоимость туров вырастет пропорционально банковским ставкам», – предупреждает Дмитрий Давыденко, зампредседателя Общественного совета Ростуризма и глава Всероссийского союза туристов.

«Заложить дополнительные издержки в стоимость путевок вряд ли получится», – говорит замдиректора ANEX Tour Яна Муромова. Эксперт приводит пример того, насколько чувствителен спрос даже к самому незначительному увеличению цены туров. В 2015 году, когда полеты в Турцию из России были приостановлены, а компании с «турецкими корнями» попали под пристальное внимание госрегуляторов, ANEX анонсировал добровольное страхование приобретаемых через него турпакетов на случай своего вынужденного ухода с рынка. Услуга стоила 3 %, причем половину этих расходов туроператор брал на себя, агентствам предлагалось заплатить лишь 1,5 %. Это оказалось не востребовано, розничных партнеров не устраивало такое удорожание. К тому же многие ложно восприняли это как сигнал – уж не собирается ли компания банкротиться?

А в «Библио-Глобусе» обращают внимание на такой аспект, как надежность хранения денег туристов у эскроу-агента. «Кто бы им ни выступал, мы никогда не пойдем на то, чтобы доверять средства своих клиентов стороннему держателю», – категоричны в компании. Обоснованность сомнений туроператора подтверждает и руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов. «Трастовые схемы распространены в странах, где используется англо-саксонская система права, у нас же – романо-германская. Копировать механизмы, базирующиеся на принципиально ином законодательстве, не так просто, как кажется. Удастся ли на практике в случае проблем у туроператора взыскать деньги со счета третьего лица – вопрос открытый», – говорит эксперт.

Сергей Толчин, директор по продажам «НТК Интурист», туроператора, аффилированного с международным туристическим холдингом Thomas Cook, отмечает, что в Великобритании трастовыми счетами, как правило, пользуются небольшие турфирмы. Часто это игроки, недавно вышедшие на рынок, они нуждаются в особо твердых гарантиях для туристов, чтобы заслужить доверие клиентов. Схема популярна также у владельцев небольших гостиниц, получающих и туроператорскую лицензию, чтобы делать туры в собственные объекты размещения. Таким отельерам не нужно регулярно проводить оплаты сторонним поставщикам, их вполне устраивает, когда деньги клиентов временно удерживаются эскроу-агентом.

hotline.trave

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments