В Европе могут ввести «паспорта здоровья» для туристов

В Европе могут ввести «паспорта здоровья» для туристов

С предложением ввести в ЕС единые сертификаты о вакцинации COVID-19 выступила Греция.

По мнению греческого правительства, эта мера поможет спасти летний сезон в Европе.

ВОЗ и WTTC, а также ряд европейских экспертов ранее высказались против подобных инициатив.

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис обратился к президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с предложением ввести в ЕС сертификаты для тех, кто привился от COVID-19.

Как считает г-н Мицотакис, «те, кто был вакцинирован, должны иметь право» свободно передвигаться по территории Евросоюза, в связи с чем необходимо срочно утвердить общеевропейское видение того, как должен быть структурирован сертификат о вакцинации, чтобы он принимался во всех странах ЕС.  К тому же введение такого документа, полагает глава греческого кабмина, «может побудить граждан ЕС более активно проходить вакцинацию».

В письме Мицотакиса снова подчеркивается, что Греция не будет требовать обязательной вакцинации от иностранных туристов. Тем не менее, как полагает греческий премьер, вопрос с «ковидными» сертификатами необходимо срочно решить, в том числе, принимая в расчет важность прибытия туристов из третьих стран. По его мнению, скорейшее принятие единого документа в Европе позволит быстрее вынести его для обсуждения на «международные форумы, тем самым способствуя возобновлению свободного передвижения по всему миру». «Для таких стран, как Греция, зависящих от туризма, крайне важно решить этот вопрос до начала летнего сезона» — отмечает премьер Греции.

По информации Мицотакиса, Греция уже разработала проект сертификата вакцинированного от коронавируса. Этот документ предлагается использоваться при посадке на все виды транспорта: воздушный, морской и железнодорожный. Инициативу Греции обсудят на онлайн-встрече лидеров Европейского Союза, запланированной на 21 января.

Предложение Греции вызвало оживленные дискуссии экспертов в Европе.

Так, в Испании считают, что проект не выполним, так он предусматривает оцифровку всей цепочки вакцинации в ЕС. Потребуется найти инвестиции и создать общую базу данных, в которой каждый вакцинированный гражданин получит персональный «цифровой ящик» с информацией о прививке и сроках действия сертификата. Эти данные должны быть доступны в любое время в любой стране Евросоюза.

При этом испанские эксперты считают, что создатели такого реестра «вакцинных паспортов» столкнутся с трудностями в унификации данных различных национальных систем здравоохранения и правовых норм каждой страны ЕС. Также же непонятно, как вписать в европейскую сертификацию тех, кто вакцинируется от коронавируса за пределами ЕС. Например, Россия и Китай не только прививают население вакцинами собственного производства, но и активно предлагают свои вакцины другим странам.

В Германии обращают внимание на тот факт, что даже люди с прививкой могут быть переносчиками вируса, поэтому для минимизации рисков большинство европейских стран, вероятно, сохранят требования о проверке путешественников на COVID-19. Отдельные государства будут требовать справки об отсутствии коронавируса у всех прибывающих, другие – проводить выборочные тестирования.

Другим препятствием для введения «вакцинных паспортов» является доступ в интернет, который есть далеко не у всех. По данным исследовательской компании Canalys, в мире около 4,2 млрд пользователей смартфонов, а еще 1,8 млрд человек по-прежнему используют обычные мобильные телефоны.

Наконец, есть и правовая сторона вопроса, которую в Европе вряд ли проигнорируют. Так, специалисты университета Эксетера в Великобритании провели исследование относительно влияния цифровых паспортов здоровья на права человека, сомневаются, что введение вакцинационных сертификатов, дающих привилегии их обладателям, совместимо с европейскими нормами права.

Может ли быть у вакцинированных людей больше прав и свобод? Фактически, приходят к выводу исследователи, такие паспорта ограничат права и свободы (в том числе, на передвижение) лиц, которые не могут или не хотят делиться данными о своем здоровье, а также лиц, не имеющих доступ к прививке по тем или иным причинам (например, противопоказания).

Резко против «иммунных» паспортов выступает и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Еще в сентябре 2020 г. доктор Ярбас Барбоса, заместитель директора Панамериканской организации здравоохранения ВОЗ, сообщил, что международное агентство не рекомендует странам выдавать так называемые «паспорта иммунитета от коронавируса», поскольку ученые до сих пор не уверены, насколько вакцинация или перенесенная коронавирусная инфекция могут снижать риск повторного заражения.

На брифинге для прессы в Копенгагене 4 декабря д-р Кэтрин Смоллвуд, старший специалист по чрезвычайным ситуациям в Европейском региональном бюро ВОЗ, подтвердила эти рекомендации.

«Да, мы не рекомендуем вводить «иммунные паспорта» и не рекомендуем тестирование как средство предотвращения передачи инфекции через границу», – заявила она.

Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) также выступает категорически против инициатив отдельных авиакомпаний, чтобы вакцинация была условием для путешествий.

«Нам ни в каких случаях не следует требовать от человека вакцинации, чтобы он мог получить работу за рубежом или путешествовать за рубеж», – сказала генеральный директор WTTC Глория Гевара, выступая на конференции Reuters Next.

Напомним, что в конце ноября 2020 г. австралийский перевозчик Qantas объявил о том, что в будущем будет допускать на свои рейсы только вакцинированных пассажиров с сертификатом.

«Я полностью не согласна с подходом Qantas. Если для поездки требуется вакцинация, это приведет нас к дискриминации», — добавила г-жа Гевара из WTTC.

Наконец, если распространившиеся в начале января в интернете слухи о том, что в Европу будут пускать только тех, кто привился сертифицированными в ЕС вакцинами Moderna и Pfizer, найдут отражение в решениях Еврокомиссии, Европа попросту потеряет миллиарды иностранных посетителей, указывают эксперты.

Так, по данным агентства Bloomberg, вакцины Moderna и Pfizer занимают только 5 и 6-ое места соответственно в списке самых востребованных в мире вакцин от COVID-19 (по объему поставок).

На первом месте – AstraZeneca, на долю которой пришлось почти треть всех заказов в мире (3,2 млрд доз). Далее следуют две американские вакцины – Novavax (1,4 млрд доз) и Johnson & Johnson (1,3 млрд). После них Sanofi/Glaxo (1,2 млрд доз), Pfizer / BioNTech (1,1 млрд доз), Moderna (777,2 млн), Спутник-V (537,4 млн).

Самые многочисленные и выгодные в финансовом плане китайские туристы тоже могут быть потеряны Европой – ведь они прививаются не сертифицированной в ЕС вакциной Sinovac.

Тем не менее «вакцинные паспорта» или их аналоги в мире уже разрабатываются. Так, в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) «ковидные паспорта» рассматривают как ключ к возобновлению международных поездок.

В конце ноября 2020 г. стало известно, что организация работает над мобильным приложением, которое поможет путешественникам продемонстрировать свой статус страны, свободной от коронавируса – TravelPass.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в Travel Pass будут отображены результаты тестирования вместе с доказательством проведения вакцинаци, а также перечислены национальные правила въезда и сведения о ближайших лабораториях. В приложении также будет ссылка на электронную копию паспорта владельца, чтобы подтвердить его личность.

IATA сообщила, что в 2020 г. программа тестирования начинается с IAG SA, материнской компании British Airways, а затем появится на устройствах Apple Inc. в первом квартале 2021 г. и с апреля 2021 г. — Android. Путешественники смогут поделиться своим статусом с пограничными службами или предъявить QR-код для сканирования.

Степень готовности продукта IATA пока неясна.

Кроме этого, разработку специального приложения CommonPass для путешественников ведет группа некоммерческих компаний Common Trust Network.

Приложение генерирует QR-код, который можно использовать как пропуск или как полноценный документ. Разработчик приложения CommonPass уже заключил партнерские соглашения с несколькими авиакомпаниями, среди которых Cathay Pacific, JetBlue, Lufthansa, Swiss Airlines, United Airlines и Virgin Atlantic.

atorus.ru

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments