Председатель Правления РСТО Руслан Сегенюк ответил на злободневные вопросы о перспективах белорусского туризма в 2022 году.
— Руслан, как вы бы сформулировали главные факторы, которые повлияют на туризм в 2022 году?
— Начну с пожелания. Очень хочется всем нам пожелать, чтобы 2022-ый стал годом, победившим Covid, и я очень на это надеюсь. На данный момент при всех политических разногласиях в мире, экономических качелях, все-таки главным определяющим фактором НЕ развития туризма на протяжении двух последних лет был именно Covid.
— Насколько реальна угроза того, что белорусскому рынку в следующем году «не хватит самолетов», о чем многие говорят?
— В данный момент выполнению зимних и весенних программ авиакомпании «Белавиа» ничего не угрожает. Оставшегося парка достаточно. Что касается летних чартерных программ, то, насколько мне известно, авиакомпания сейчас в активном поиске новых бортов, достаточно вместительных для удовлетворения всех потребностей рынка на лето. Надеемся, к началу летнего расписания мощностей у авиакомпании хватит.
— По сути, объемы рынка чартерных перелетов на следующий год уже приблизительно запланированы. Если сравнивать с 2021-м – будет больше или меньше чартерных цепочек?
— Объемы следующего сезона сильно зависимы от двух факторов – желаний и возможностей туроператоров и возможностей авиакомпании. Это, конечно, — кроме озвученных выше ковида, экономики и политики.
Так вот, мое мнение: объемы существенно не вырастут. При пополнении авиапарка в достаточном количестве и не открытии новых прямых направлений мы должны получить по итогу года небольшой рост в сравнении с итогами 2021-го. В лучшем случае мы вырастем от 2021 года на 5-10%, что даст нам возможность выйти примерно на 40-45% объема от доковидного 2019 года. Такой результат, как мы понимаем, еще безумно далек до восстановления отрасли.
Все четыре прямых направления будут расти с разной скоростью. Если говорить о процентном приросте, то лидером должна стать Грузия, затем – Эмираты, Турция и Египет.
Если считать прирост в людях, то учитывая, какую долю от потока каждая их этих стран занимает, можно сказать, что Турция в количественном плане должна прирасти больше всего, затем – Египет, Грузия и Эмираты.
Планируем рост, как ни странно, европейских направлений и экзотики. Этот рост в процентном соотношении к 2021-му будет очень существенным, но в количественном мы говорим о приросте не более чем 5 000-15 000 человек по всему рынку на все направления. Европа и экзотика полетит активно со стыковками.
— А что со спросом в следующем году – он будет расти или падать?
— Спрос неумолимо растет, и будет расти, как минимум еще в 2022 году, но это, прежде всего, обусловлено нашим искусственно изолированным положением и тем, что отложенный спрос с 2020 года еще до конца не отработал.
Еще остались десятки тысяч туристов, которые ждут открытия Испании, Черногории, Албании, Болгарии, Италии, Франции и Кипра, а также не меньшее количество тех, кто из-за вопросов здоровья и по материальным аспектам эти два года откладывал путешествия. Этот потенциал будет понемногу отрабатывать и дополнять тех туристов, которые два года активно путешествуют.
Не надо забывать и про большое количество самостоятельных путешественников, которые ранее предпочитали самостоятельно бронировать себе перелеты, отели, открывать визы – теперь же большая часть из них – это клиенты туристических компаний, и этот тренд только усилится. Выгода для них и безопасность стали очевидным приоритетом, после периода локдаунов 2020 года, когда самостоятельные путешественники застряли на отдыхе, и все проблемы с обратным вылетом, с невозвратом за отели и прочие услуги они решали сами. ХОРОШИЙ турагент опять становится на уровень выше в социальном статусе – как парикмахер, риэлтор или протезист, что не может не радовать.
С другой стороны, что такое хороший турагент?
Вот здесь как раз мы наблюдаем две тенденции: рост числа компетентных профессионалов и рост числа мошеннических схем в турагентской сети. Клиентам я бы рекомендовал оценивать сразу несколько факторов турагента: компетентность, продолжительность работы на рынке, наличие постоянного офиса, наличие актуального сайта, отзывы, договор и чеки.
Но именно сейчас самым главным фактором надежности следует считать предложение агентом не низкой, а стандартной цены, схожей с другими предложениями на рынке (если, конечно, вы не платиновый клиент в этом турагентстве, который летает раз в месяц).
Запомните: в туризме весьма низкая маржинальность (5-12%) и, если вам делают скидку 7-15% от рыночной цены, вероятнее всего, вы вносите деньги в финансовую пирамиду. Исключения могут быть только при акции раннего бронирования от туроператоров или если речь идет о каких-то горящих турах на единичные даты, но это все легко прослеживается через сайт туроператора.
Положительная тенденция заключается в том, что к концу 2022-го, 2023-му году отрасль уже точно должна очиститься от случайных и залетных агентов, и те агенты, что останутся, заслужат звание «турагент в идеале», чтобы клиенты говорили: это Мой турагент!
Не стоит рассчитывать на падение цен, нет ни одного глобального или местного фактора в направлении снижения. Ограниченные возможности полетов, рост цены авиатоплива, сверхзагрузка в отелях по тем направлениям, что открыты, — все говорит о повышении цен, хоть и не очень большом, но повышении. Думаю, речь идет примерно о 5-15%.
Поэтому советую всем скептикам задуматься над ранним бронированием – разница в цене по этим предложениям очевидна – скидка от 15 до 50%. А что касается надежности возврата денег, так рынок уже выработал эффективные механизмы – в ногу со временам. Во-первых, это небольшая предоплата по турам на акциях раннего бронирования (в среднем от 10% первоначальный взнос – за возможность сейчас выбрать лучший отель, номер, курорт, дату). Во-вторых, страховка от невылета, которую предлагают сейчас все операторы – она полностью покрывает все оставшиеся риски не вылета туриста – болезни, рабочие или семейные обстоятельства. Поэтому продвинутые туристы, умеющие считать деньги, в этом году однозначно выбирают раннее бронирование. Масса преимуществ – при отсутствии рисков!
— Как будет развиваться ситуация с новым Законом? Как это повлияет на рынок?
— Новый закон принят, и мы обязаны будем работать в его правовом поле с 2023 года. Сейчас у нас есть год, точнее даже не у нас, а у всех институтов власти, прописанных в законе – их задача понять и дать нам инструменты, как нам работать.
РСТО обратился сейчас за разъяснениями механизмов, и думаю, к лету мы выработаем стратегию нашей работы в новых реалиях.
В связи со вступлением в силу нового Закона, через год произойдет отток из рядов туроператоров, особенно – региональных. Вероятнее всего, большинство небольших туроператоров не смогут выполнить условия работы и обеспечить финансовые гарантии. Все это еще больше укрупнит средний и крупный бизнес. Как мы и предполагали раньше в РСТО, все это приведет к уменьшению ассортимента, росту цен, монополизации рынка несколькими крупными игроками и, к сожалению, эти игроки не с белорусскими корнями.
— Есть ли надежды на открытие европейского неба?
— Мое мнение – существенного изменения в ассортименте прямых перелетов из Беларуси в Европу не произойдет.
— К чему, в целом, стоит готовиться туристической отрасли Беларуси? К еще одному тяжелому году? Стоит ли делать ставку на внутренний и въездной туризм?
— Готовимся к работе, надеемся и верим! Тяжелый ли будет год? Безусловно! Внутренний туризм – это палочка-выручалочка и с огромным потенциалом. Пока ситуация не позволяет говорить о восстановлении въездного туризма, но проблески есть.
В заключение хочу пожелать коллегам и туристам: здоровья и открытия границ и направлений! И следуйте за своей мечтой! С наступающим Новым Годом и Рождеством!