Вчера, 23 августа, состоялось заседание правления Республиканского союза туристических организаций, на котором обсуждали злободневные вопросы турбизнеса. Одно из итоговых решений – будут приняты меры против нарушителей Закона о рекламе в туристической отрасли.
Пока организация решила не раскрывать конкретных шагов по наведению порядка в этой части работы турагентств. Но уже в самые ближайшие дни эти шаги будут предприняты. Ситуация дошла до критической точки. Вроде бы «невинные» рекламные шалости, вроде обещания 50%-ной скидки или резких сравнений «преимуществ» своей фирмы с «недостатками» работы коллег основательно компрометируют весь белорусский турбизнес. Не говоря о том, что анонсирование огромных и на самом деле невозможных скидок предполагает обычный обман клиентов, что тоже, мягко говоря, не добавляет порядке на рынке.
А ведь ситуация в турбизнесе и так непроста. Над отраслью витает шлейф банкротств российских операторов, уже несколько белорусских турагентов этим летом также «отметились» неисполнением обязательств перед клиентами. Как считают профессионалы, серьезные проблемы у турагентов, как правило, и возникают по почве безумной раздачи необоснованных скидок.
Если агент предлагает клиенту скидку в 7-8%, это значит, что он работает всего на 2% комиссии (средний вариант агентского вознаграждения – 10%). Долго на 2% жить и держать турфирму нельзя – в конце концов, агент не может свести концы с концами, компания лопается, и рынок получает очередной скандал. Кроме того, при таком подходе страдает качество услуг, качество менеджмента. Со всей этой ненормальной традицией ведения турагентского бизнеса в Беларуси, конечно, надо серьезно разобраться. Причем разобраться вместе – туроператорам и турагентам. РСТО будет инициировать встречу ведущих туроператоров Беларуси с тем, чтобы попытаться на уровне договоров отрегулировать эту острую проблему.
Вопрос, который обсуждается на каждом собрании РСТО, — это внесение изменений в белорусское законодательство в части разделения ответственности за тур между туроператором и турагентом, варианты страхования туристического бизнеса.
Во вторник, 28 августа, РСТО проведет круглый стол с Ассоциацией страховщиков Беларуси. На этом мероприятии с участием представителей ведущих страховых компаний страны будет обсуждаться вопрос возможности введения в стране такого варианта страхового полиса, как «страхование риска туриста». Можно ли в туротрасли ввести страховку по образцу обязательного страхования ответственности автовладельца? На этот вопрос должны дать четкий ответ страховщики. Интересен ли им такой вид бизнеса? Какие изменения в законодательстве потребовало бы введение подобного рода обязательного страхования? Возможно ли оно в принципе? Надеемся, что уже в ближайший вторник на эти вопросы будут получены простые и ясные ответы.
Если дальнейшая работа в этом направлении бессмысленна, отрасль все равно вернется к вопросу возможного введения какого-то варианта фингарантий, наличия уставных фондов у туроператоров и других способов контроля за туроператорским рынком. Это все на фоне постоянно муссирующихся слухов о том, что некий свой вариант законодательных изменений в этой части государство уже имеет. Самое важное теперь чтобы любые законодательные изменения не были введены без широкого обсуждения в отрасли.
Очень хочется верить, что и в Министерстве спорта и туризма, и в парламенте, и в Совмине знают и понимают, что в Республиканском союзе туристических организаций состоят ВСЕ ведущие НАЦИОНАЛЬНЫЕ туроператоры страны, а теперь и целый ряд активно выражающих свою позицию турагентств. И принятие каких-либо законодательных решений без привлечения РСТО выглядело бы как минимум странным.
Надо понимать, что никакие фингарантии не являются панацеей для туристов от неисполнения оператором своих обязательств!
Это показывают уже десятки случаев банкротств и просто проблем российских туроператоров. Туристы в лучшем случае могут рассчитывать на некие компенсационные проценты от полной стоимости, которую они заплатили за тур. При этом установление необоснованных финансовых барьеров для операторов может отсечь от рынка большую часть собственно белорусских туроператоров. Этот вопрос нужно очень хорошо проработать, чтобы не подарить окончательный контроль над белорусским выездным рынком иностранным компаниям. Это проблема защиты национальных интересов и, по сути, государственная забота.
Проведена ли необходимая аналитика опыта российского рынка в части фингарантий? Очень сомнительно! Знают ли, к примеру, те, кто ратует за обязательное введение фингарантий на белорусском рынке, что в России страховые компании «первого эшелона» просто не берутся за страхование финансовых рисков туроператоров. Почему? Вероятно, сомнителен и сам институт фингарантий и, кроме того, есть особенности ведения турбизнеса в России. Так же они есть и в Беларуси.
Можно сколько угодно ссылаться на опыт поляков, украинцев и тех же россиян, но вводить что-либо в белорусском турбизнесе без детальной аналитики и обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, нельзя. Это может привести к еще более плачевным последствиям на рынке, чем мы имеем сейчас, глядя как наши туроператоры, турагенты и туристы «бодаются» с российской «Натали Турс», стремясь вернуть хоть какие-то свои деньги.
Вообще, с контролем над туристическим рынком в Беларуси получилось и смешно, и грустно. В свое время на волне либерализации условий для ведения бизнеса полностью отменили всяческие барьеры для работы в туризме. В настоящее время, чтобы открыть турфирму, не надо лицензии, сертификата – ничего. Даже внесение данных о своей компании в реестр не является обязательным. Сегодня любой может открыть фирму, заключить агентский договор с туроператором и продавать путевки.
К чему это привело – мы все видим: агентов много, профессионалов единицы. До отмены лицензирования такого вала скандалов именно с турагентствами, который мы наблюдаем в последние годы, не было. Не удивительно, что сегодня пошли разговоры о том, что нужно возвращаться к какому-то варианту «барьера» для входа на рынок.
Сертификат, лицензия, патент, реестр – все, что угодно, но нужно, чтобы бизнесмен доказал свою «профпригодность» и, как минимум, адекватность для занятия таким деликатным видом бизнеса, как оказание туристических услуг.
Далее – вопрос разделения ответственности туроператора и турагента, который также нуждается в детальной проработке. Государство в свое время увидело в лице турагента «крайнего», кто может рассчитаться с туристом за все косяки – и свои, и туроператора, и таким образом обеспечить главную цель социально ориентированного государства – защиту потребителя. На каком-то этапе расчет государства был верен. Оскандалившегося туроператора не всегда удается привлечь к ответственности — тем более что в белорусских условиях этот оператор, как правило, находится в России. Зато всегда можно рассчитывать на «армию» белорусских агентов, которая дробными суммами за свой счет покроет финансовые «шалости» российского партнера. Как видим, в случае с «Натали Турс» схема уже не работает. Многие агенты «попали» на такие суммы, которые они не в состоянии покрыть из собственного кармана. Как следствие – недовольные туристы, которые пошли в суд.
Вообще, практика свободных рыночных условий и 25-летний опыт существования турбизнеса в Беларуси показывают, что, скорее всего, создать в туризме абсолютную систему защиты потребителя и гарантированные механизмы страхования каких-либо рисков в этом бизнесе, невозможно. Тут ни у государства, ни у туристов, ни у турбизнеса не должно быть иллюзий. И, кстати, самостоятельный туризм точно такой же рисковый, как организованный. Лоукосты задерживают и отменяют рейсы, и букинг, извините за тавтологию, также позволяет себе овербукинг.
Идеальных гарантий в туризме не даст никто, и нигде. Но если государство хочет навести порядок в нашей, довольно разбалансированной туристической отрасли, следует все-таки собирать Совет, как предлагает РСТО, и консолидировано решать все вопросы. Тем более, что, как говорят, поправки в Закон могут быть приняты до конца текущего года. Времени совсем не осталось. Очевидно, что осень в белорусском турбизнесе будет не менее горячей, чем лето.