Как меняется количество турфирм в Беларуси

Как меняется количество турфирм в Беларуси

Статистика показывает снижение количества турорганизаций в «послековидную» эпоху.

Мы проанализировали данные Национального статистического комитета за несколько последних лет, тенденции выглядят следующим образом.

Организаций, осуществляющих туристическую деятельность в Республике Беларусь в 2019 году было 1544. Из них 315 работали как туроператоры, 833 – турагенты, 396 – являлись и туроператорами и турагентами.

Видимо, этот, предпандемийный год, можно считать самым «урожайным» в отношении количества организаций, трудившихся в стране в сфере туризма. Два предыдущих года отметились меньшими цифрами — в 2017 году их было 1 444, в 2018 году — 1 482.

2019 год вообще был очень успешным для туризма – и в Беларуси, и в мире. Увы, ковид прервал очевидный рост.

Численность туристических организаций в Беларуси в 2020 году ощутимо уменьшилась по сравнению с 2019-м. После потрясений, связанных с ковидом, на рынке осталось 1348 туристических организаций, то есть минус 200 компаний. В сфере въездного туризма в 2020 году трудилось 112 организаций, выездного – 653, внутренний туризм обслуживали – 118 субъектов хозяйствования.

В 2021 году ситуация стабилизировалась — на рынке работали 1315 туристических организаций. Въездным туризмом занимались тогда 99 фирм, выездным – 512, внутренним – 104.

Число организаций, осуществлявших туристическую деятельность в 2022 году снова пошло вниз, хоть и не очень резко – 1203 компаний в сфере туризма, из них операторов – 293, агентов – 642.

В 2023 году тенденция сохранилась, число организаций, занимающихся туризмом, опять уменьшилось – по статистике, на сегодняшний день их осталось 1108. Много это или мало? Сравним с соседями. В России трудится около 13 тысяч туркомпаний, в Польше приблизительно 4,5 тысячи. Как видим, пропорционально населению, емкость профессионального рынка в соседних странах приблизительно такая же, как и в Беларуси.

Отметим также, что рынок вовсе не жалуется на резкие процессы, уменьшающие число игроков как в сфере выездного, так и въездного, внутреннего туризма. Наоборот, в профессиональной среде чаще слышны голоса о том, что отрасль скорее нуждается в росте качества субьектов туризма, а вовсе не количества. Турбизнес Беларуси на сегодняшний день ощущает очевидный дефицит квалифицированных кадров узкой «туристической» специализации – таких как тарификатор, аналитик в сфере туризма, менеджер по продажам авиабилетов, юрист и многих других. Как считают профессионалы турбизнеса, белорусские вузы по-прежнему недостаточно внимания уделяют подготовке именно «узких» специалистов для туристической отрасли. Это, безусловно, требует проработки и совместных усилий учреждений образования в сфере туризма, практиков и регулятора отрасли.

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments