25 октября в Министерстве спорта и туризма состоялось совещание с участием руководства МСиТ и внушительного количества представителей турбизнеса. Большинство участников мероприятия – агенты. Но были и операторы, к примеру, «Тез Тур». Присутствовали оба общественных объединения – РСТО и РСТИ, а также представители Белорусской Ассоциации страховщиков.
Напомним, что о подобной встрече давно просили агенты, которых прошедшим летом объединила общая беда – «Натали Турс», – и они теперь все чаще выступают единым фронтом. Первоначально планировалось, что встреча агентов пройдет с участием заместителя директора Департамента по туризму Виталия Грицевича. За некоторое время до мероприятия выяснилось, что формат мероприятия будет более глобальным. Присутствовал и заместитель министра спорта и туризма Михаил Портной, и директор Департамента Андрей Молчан.
В коротком вступительном слове Михаил Портной подчеркнул, что причина встречи – просьбы пострадавших от действий туроператоров туристов, а также, в целом, назревшие в законодательстве проблемы, на которые все более настойчиво указывают общественные объединения. «Та беспрецедентная демократия, которая у нас имеется в туризме, привела к полной незащищенности потребителя туруслуг, – сказал Михаил Петрович. – Поэтому наша главная задача – защитить туристов и разделить ответственность за качество продукта между оператором и агентом. Речь сейчас не идет о лицензировании или других жестких мерах регулирования рынка. Но от недобросовестных игроков нужно избавиться!»
Андрей Молчан, глава Департамента, к сказанному добавил, что за этот год были выработаны основные подходы к необходимым изменениям в законодательстве. Проведен анализ международного опыта защиты рынка и потребителей. «В каждой стране применяются свои механизмы – сказал Андрей Молчан. – Единого подхода нет. Мы сформируем собственные принципы, исходя из белорусских реалий. Необходимо защитить белорусский рынок от чрезмерного воздействия крупных иностранных игроков, но в то же время не исключить их из процесса».
Далее условный микрофон перешел к собравшимся в зале. Народ высказался. И эти высказывания достаточно ярко продемонстрировали, чего хотят агенты и что волнует операторов.
Главная мечта агентов – снять с себя полную ответственность за турпродукт, отвечать перед туристом финансово только в рамках своей комиссии. Об этом говорила Елена Кудлакова, директор агентства «А» и другие ее коллеги.
С интересными комментариями по этому поводу выступил Андрей Авгуль, представитель туроператора «Тез Тур»:
«Понятно, что агентства хотят снять с себя ответственность за турпродукт. Но сам турпродукт – тоже не на 100% не принадлежит оператору, в его формировании участвуют многочисленные поставщики – отели, авиакомпании и так далее. Нам кажется, что позиция агентства «мы не в одной лодке с оператором» – немного лукавая. На самом деле, мы находимся в одной лодке. Конечно, всем хотелось бы тепличных условий. Но ваш (агентский) бизнес – это ваш риск. Правильно выбирайте оператора! Не будем забывать, что серьезная часть проблем на рынке связана с недобросовестной работой агентств. И это уже операторский риск. Есть ли идеальный механизм защиты рынка от банкротства туроператоров? Пример «Натали Турс» показал, что, увы, такого механизма на сегодняшний день нет! Если вы этот механизм видите, давайте обсуждать!»
По словам Елены Кудлаковой, продолжившей дискуссию, на самом деле, в мировом опыте есть много интересного, на что, возможно, и Беларуси стоило бы обратить внимание. К примеру, в Великобритании туроператор не может тратить деньги, пока он не рассчитался с поставщиками. Более того – агент в своем кабинете видит, чистоплотен ли оператор, перечислены ли деньги.
От имени РСТО выступали три представителя Союза: Евгений Сазыкин, Сергей Цурко и Валентин Цехмейстер. Евгений Сазыкин (компания «Вояжтур») подчеркнул, что вопрос необходимых законодательных изменений с целью защиты рынка от банкротств турператоров неоднократно обсуждался в Союзе – в том числе, с участием агентов. Предложение Союза и отечественных операторов – в обязательном порядке страховать каждый турпакет. Агенты в этом вопросе поддерживают местных операторов. Как сказал на собрании один из агентов, «Если мы – турагенты – скажем своим клиентам приблизительно следующее: «Вы видите, что происходит на рынке, он нестабилен, нужно купить страховку за 50 долларов, и ваши деньги, потраченные на тур, будут застрахованы», то мы уверены, что клиенты пойдут на эти траты. В ответ руководство Департамента высказало сомнение: готовы ли все туристы к такой дополнительной финансовой нагрузке на тур? И самое главное – готовы ли страховщики приступить к подобного рода страхованию? Эмоциональный комментарий по этому поводу дала Ирина Мерзлякова, генеральный директор Белорусской Ассоциации страховщиков:
«Это иллюзия – будто с помощью полиса можно застраховать все риски в туризме! Из того, что мы слышали на предыдущих встречах с представителями турбизнеса, из сегодняшних выступлений мы понимаем, что туристический рынок в Беларуси дикий. Все белорусские операторы являются агентами, на рынке превалируют иностранные игроки. Не разделена ответственность! Не понятно, кто есть кто! Сначала стоит навести порядок на рынке, а потом приступать к разговорам о страховании. И самое главное – невозможно страховать иностранных операторов. Даже если они имеют тут белорусские юридические лица. Все равно главные риски находятся за границей, и мы – страховщики – не в состоянии их оценить. В качестве хорошего примера могу привести наш собственный опыт – опыт страхового рынка Беларуси. До определенного времени на нем было 80 страховых компаний, осталось только 16. Потому что иностранцам поставлен жесткий барьер – 5 млн евро гарантий. Больно? Да, больно! Но зато на страховом рынке Беларуси порядок!».
Как подчеркнул в своем выступлении Сергей Цурко, правовой эксперт РСТО, в создавшейся ситуации Беларуси было бы странно использовать опыт России в части страхования финансовой ответственности операторов перед туристами. Прошедшее лето ярко показало, что инструмент так называемых финансовых гарантий не работает. В случае банкротства туристы получают в качестве компенсации мизер от страховых компаний, либо не получают ничего. Стоит ли нам ориентироваться на механизм, который показал свою нежизнеспособность в «боевых условиях»? Ради иллюзии «резких мер» по наведению порядка на рынке?..
Директор РСТО Валентин Цехмейстер добавил, что, возможно, все обсуждаемые нынче механизмы регулирования рынка уже неактуальны, если будет принято такое «революционное» законодательное нововведение, как СРО (саморегулируемые организации). Проект соответствующего постановления уже подготовлен. СРО даст возможность самим профессиональным сообществам нести ответственность за своих участников – в том числе, и финансовую. Но вход на рынок без членства в одном из СРО будет невозможен. В целом, хорошая обязательная сертификация могла бы снять часть существующих на рынке проблем – хотя бы отсечь явных мошенников. Но глобально, конечно, сертификация всех вопросов не решит.
Резюмируя, заместитель министра спорта и туризма Михаил Потной отметил, что парламент будет рассматривать проект нового Закона «О туризме» в 2019 году. До 12 декабря план законодательных изменений должен быть подготовлен силами рабочей группы под кураторством Департамента. В рабочую группу войдут, в том числе, и представители туроператоров и турагентов. «Давайте привлекать к обсуждению как можно более широкие слои турбизнеса, — заметил Портной. – Сегодня, например, на этом собрании не было ни одного представителя регионов. А жаль…»
Что показало собрание?
Нет черного и белого. Нет стопроцентного механизма защиты рынка, туристов и турагентов и туроператоров. Слишком рискованный это бизнес! Обязательное страхование турпакета представляется хорошим вариантом, но тут нужна огромная проработка, аналитика вопроса и изменение законодательства, в том числе, возможно, гражданского кодекса. По поводу фингарантий дискуссии на собрании как таковой не было. Небольшое упоминание о «депозитных счетах, фингарантиях или других механизмах регулирования» проскочило в одной из стартовых реплик заместителя министра, но этот вопрос развития не получил и подробно не обсуждался. Очевидно, что руководство министерства четко нацелено на решение этой непростой задачки – защитить туристов, разделить ответственность, изгнать мошенников – но конкретные «кнуты и пряники» в этом деле – вопрос все еще открытый. «Чтобы понимали туроператоры: – пояснил Виталий Грицевич, – мы не хотим полностью снять ответственность с турагентов за продукт. Но туроператорская ответственность, согласитесь, на сегодня тоже сильно занижена!».
Финальной же фразой возглавлявшего собрание Михаила Портного, сказанной уже в кулуарах журналистам, была следующая: «Порядок на рынке наведем, но резких движений не будет!»