На прошлой неделе белорусские агенты получили сообщение, о том, что туроператор «Библио-Глобус» предлагает производить оплату за свои туры строго в российских рублях и на расчетный счет московского офиса. Наше представительство фактически остается не у дел. Значит ли это, что оно закрывается?
В белорусском представительстве «Библио Глобуса», которое называется «Туристический оператор «Библио Трэвел», от комментариев отказались. Агентам на память останется сообщение о том, как сейчас оплачивать туры российского оператора:
«Все заявки, забронированные до 25 февраля 2019 года, со счетами, выставленными в белорусских рублях, должны быть оплачены не позднее 15 марта 2019 года на расчетный счет ООО «Туристический оператор Библио Трэвел». Во всех заявках, забронированных с 26 февраля 2019 года, счета будут выставляться в российских рублях на ООО «Оператор Библио-Глобус». Оплата должна производиться строго в российских рублях на расчетный счет ООО «Оператор Библио-Глобус».
Оплата напрямую на расчетный счет российского офиса вроде бы делает нецелесообразным дальнейшее присутствие белорусского офиса. Хотя подтвердить информацию о закрытии офиса мы не можем, но не было таких прецедентов – чтобы представительство было, а платили в иностранной валюте за границу.
Тем более что последнее время у оператора не было никаких полетных программ из Беларуси. Хотя заходил «Библио Глобус» на наш рынок в 2014 году, как помним, достаточно эффектно – с собственной чартерной программой на Родос, Болгарию, Черногорию. Прекрасные предложения у оператора были по таким направлениям, как Таиланд и Индия с перелетом из Москвы. Достаточно долгое время оператор держал блоки на Кипр (одно из своих коронных направлений!) на регулярном рейсе «Белавиа» из Минска. Но, в конце концов «сдал» и их. Хотя все агенты отмечали, что на кипрском направлении у туроператора была «шикарная отельная база», и это было огромным плюсом «библиков» – как ласково порой называла наша «тутэйшая» агентура могучего российского туригрока из списка «Форбс».
В последнее время белорусы тихо продавали туры в Таиланд и Индию из Москвы от туроператора «Библио Глобус» и, в общем, рынку было понятно, что держать целый офис для небольшого объема неспешных продаж с вылетами из не местного порта, мягко говоря, нецелесообразно. Поэтому сообщение о том, что оплаты теперь надо производить через российский офис и в российских рублях, – ни для кого не стало сюрпризом. Более того, некоторые, далекие от темы представители турфирм, в ответ на новость бросали недоуменные реплики: а что офис еще здесь был?
Почему же так произошло? Почему один из самых мощных игроков российского турбизнеса не сумел или не захотел закрепиться в Беларуси, которая является одной из самых традиционных региональных площадок для нашего восточного соседа.
Российская туристическая компания «Библио Глобус» была основана в 1994 году Александром Туголуковым, зятем владельца одноименного книжного дома Бориса Есенькина. Аналитики отмечают, что «Библио Глобус» – одна из немногих крупных российских туркомпаний, не имеющая турецких корней. Руководитель «Библио Глобуса» Александр Туголуков – выпускник Высшей школы КГБ, который занялся бизнесом после окончания вуза, когда СССР распался, а КГБ реформировали. Этот человек сделал свой капитал сам. В технологическом плане «Библио Глобус» – одна из тех компаний, которая двигала и продолжает двигать турбизнес в постсоветском регионе. В середине 90-х туроператор одним из первых предложил рынку хорошие цены за счет больших отельных блоков на гарантии, а с начала нулевых сделал ставку на софт. Вложив огромные средства в разработку, «Библио Глобус» первым внедрил на рынок то самое динамическое пакетирование, которым сейчас пользуются все, и, в целом, нужно отметить, что работа компании мощно роботизирована.
Добавим, что у «Библио Глобуса» — 109-ая позиция в Форбс из 200 крупнейших частных компаний России за 2018 год. И это самое высокое положение российского турбизнеса в этом солидном списке мировых богачей. Бывало, в российской прессе мелькали прозрачные сообщения о связи оператора с самым высшим российским руководством, но, как вся информация, которую невозможно доказать, слухи остались только слухами.
Еще раз напомним, что «Библио Глобус» пришел в Беларусь в 2014 году. Накануне серьезного кризиса, который буквально перекроил российский туристический рынок.
Важное обстоятельство заключается еще и в том, что «Библио Глобус» был стратегическим партнером «Трансаэро», которая, как все мы помним, в 2015 году потерпела оглушительный крах.
Очевидно, что «явление» «Библио Глобуса» в нашей стране произошло в непростое время, возможно, не очень подходящее для расширения операторского присутствия в каком-либо новом регионе.
Впрочем, ни в коем случае нельзя делать выводы о таком крупном туроператоре, как «Библио Глобус», из такого «частного случая», как открытие или закрытие одного из представительств.
Именно в «кризисные» годы «Библио Глобус» стал мощным, входящим в лидирующую тройку, игроком российского внутреннего туризма, на который РФ по понятным причинам делает концептуальную ставку. Так, в марте 2016 года компания совместно с РЖД запустила собственную программу железнодорожных перевозок на курорты Краснодарского края. Туры на Алтай, Байкал, Камчатку, в Сочи – сегодня стали визитной карточкой оператора – как ранее путешествия на Кипр, в Черногорию, Таиланд или Индию. Кроме того, туроператор в очередной раз сумел всех удивить, взяв на два года парк из 13 самолетов авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлота». Встроиться в аэрофлотовскую иерархию – дорогого стоит, и это, конечно, неслучайно.
За время существования офиса «Библио Глобуса» в Беларуси главной претензией агентов к работе нашего представительства было отсутствие «человеческого фактора». Туризм – дело тонкое, требующее опеки и внимания, а, как утверждают представители турагентств, с любыми претензиями и вопросами белорусский офис чаще всего перенаправлял наших агентов в Москву. Такова, вероятно, была политика головного офиса, но это не добавляло веса нашему представительству. Почти пять лет присутствия на рынке – и почти никаких семинаров, роад-шоу, встреч, обучающих моментов. Этот факт агенты тоже занесли в минус оператору, хотя, опять-таки, начинал туроператор свою деятельность в 2014 году с традиционным операторским шиком – с закрытых вечеринок и «кипрских ночей». После того, как у «Библио Глобуса» не стало ни одной полетной программы из Беларуси, функция офиса свелась к приему и переводу денег в российскую столицу. Все-таки стратегически это слишком малый объем задач для представительства.
Безусловно, нужно отдать должное «Библио Глобусу» как владельцу прекрасного всеобъемлющего софта в туризме. У компании самый «быстрый» на рынке прайс-лист — программа, способная в режиме реального времени пересчитывать стоимость тура в зависимости от изменения вводных данных (цен на гостиничные номера, авиабилеты и т. д.). Причем стоимость определяется с учетом текущего спроса: если запросов от туристов мало, цена падает, как только спрос подрастает, цена начинает подниматься. Это и есть то самое пресловутое «динамическое пакетирование». Но, скажем прямо, «актуализация цены» не так уж радует агентов, которые, тем более, иногда платят штрафы за неправильное оформление заявки. «Актуализация цены» сейчас есть не только у «Библио Глобуса», — говорят агенты, — но и у «Тез Тура» и у других операторов, и втайне жалеют о системе бронирования под названием «Натекния», которая хоть и принадлежала печально известной «Натали Турс», но была ценна тем, что позволяла составлять любые, самые неожиданные, комбинированные туры в режиме реального времени. Более того, что касается агентских продаж и предпочтений, то, пожалуй, в агентской среде более ценным сегодня является «придерживание» стабильной стоимости тура в системе, а не ценовой вихрь динамического пакетирования, за который при малейшей ошибке можно и ответить: перед туристом или оператором. Хотя в любом случае, технологические перспективы и горизонты рынку указывают не агенты, а операторы – такие, как «Библио Глобус».
Резюмируем.
Назвать маленький белорусский офис жизненно важным для такого российского игрока, как «Библио Глобус», пожалуй, будет неправильным. «Библио Глобус» – особенный оператор в российской туристической системе координат и он слишком могуч, – говорят в кулуарах белорусского турбизнеса, – чтобы страстно желать, либо просто «нагибать» наш маленький рынок. Как говорится, солдат ребенка не обидит! Хотя раз пришли, значит, надеялись на укрепление позиций?!