Как мы уже сообщали, собрания Союза в новом году проходят в новом формате. Структурно в РСТО появились две рабочие группы, два сектора – сектор въездного туризма (глава – Галина Потаева, «Виаполь») и сектор по юридическим вопросам (глава – Сергей Цурко, «Топ-Тур»). Вопросы прорабатываются в рабочих группах и выносятся на правление.
Вчера, 26 февраля, состоялось заседание рабочей группы по внесению изменений в главный закон отрасли – Закон «О туризме». Напомним, что работа в парламенте над новым Законом начнется уже в этом году. Отраслевое Министерство готовит свое видение изменений, которые должны быть отражены в Законе. Естественно, профессиональные сообщества в сотрудничестве с Министерством спорта и туризма хотели бы отразить свой профессиональный опыт в новом основополагающем документе.
Мы уже неоднократно писали о позиции РСТО по тем нормам Закона «О туризме», которые, на взгляд профессионалов, нуждаются в изменениях. Все они вчера вновь обсуждались на заседании рабочей группы юридического сектора. Присутствовали Председатель правления Союза Руслан Сегенюк, директор Союза Валентин Цехмейстер, правовой эксперт РСТО Сергей Цурко, Ирина Бовенко («Бел-Ориентир»), Лариса Бойко («СМОК Травел»), Олег Малащенко («Ростинг»), Оксана Бичун («Солвекс»), Елена Кудлакова и Николай Медвецкий (турагентство «А»).
Одно из главных изменений, которое должно быть отражено в новом Законе, по мнению юридического сектора РСТО, — норма о страховании риска туристического путешествия. С учетом анализа опыта других стран в вопросе страхования рисков при осуществлении путешествий, РСТО вносит предложение о введении процедуры вмененного страхования рисков туристического путешествия – как наиболее оптимальном варианте механизма защиты интересов туриста. Введение вмененного страхования рисков туристического путешествия для каждого туристского договора не ляжет на плечи туристов, так как туроператоры готовы взять на себя все финансовые расходы.
Достаточно спорным выглядит вопрос о возвращении сертификации в отрасли. Профессионалы не видят смысла в соблюдении тех норм и гостов, которые по-прежнему действуют в стране и отсылают, скорее, к практике туризма 80-х прошлого столетия. А вот реальный Реестр, вхождение в который подчинялось бы ряду профессиональных требований (например, обязательный опыт работы в отрасли – необходимый для открытия собственной фирмы или ИП), возможно, помог бы белорусскому туризму находиться в более чистоплотном и целостном состоянии. Как сказал глава компании «Ростинг» Олег Малащенко, уже сейчас компания добавляет в договор с агентом обязательную строку для заполнения: «Номер в реестре». Так, по словам Олега, спокойнее иметь дело с розницей, зная, что компания, по крайней мере, зарегистрировалась в неком официальном документе. Но реестр нужно укрепить официально и ввести соответствующую норму в Закон.
Очень важным пунктом, безусловно, является возможность законодательно разрешенного онлайн-бронирования в белорусской туристической отрасли. Если говорить откровенно, то это просто позор и анахронизм, что мы до сих пор работаем в сети (и на въезд, и на выезд), прикрываясь второстепенными документами, а главный отраслевой Закон, вопреки времени и здравому смыслу, требует, чтобы, к примеру, иностранный турист, который желает приехать в Беларусь, лично подписал договор. Поэтому норма об электронном договоре, разумеется, должна быть в обязательном порядке включена в Закон.
Еще один концептуальный момент – необходимость внесения изменений в само определение понятия тур (или турпродукт). Практики (особенно – практики въездного туризма!) могут рассказать много курьезных случаев, когда, предоставляя даже две услуги иностранцу, они, оказывается, не предоставляли туристических услуг, и, вообще, согласно существующему Закону, это был не туризм! Поэтому, по предложению главы сектора въездного туризма Галины Потаевой, формулировка тура в новом Законе может быть такой: «Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих ЧЕТЫРЕХ видов услуг: по перевозке, размещению, экскурсиям, иным туристическим услугам (питание, трансферы, организация туристического путешествия и другие услуги), не являющимся сопутствующими услугами по перевозке или размещению, позволяющий совершить туристическое путешествие». Формулировка будет еще обсуждаться и дорабатываться.
Также в особой доработке нуждается вопрос о разделении ответственности туроператоров и турагентов.
Вчера на собрании в рабочей группе было принято предварительное решение не вносить этот вопрос в измененные нормы Закона – поскольку, если будет принято концептуальное решение о введении в отрасли страхования риска туристического путешествия, агенты могут абсолютно не беспокоиться за свою судьбу и свой кошелек в случае таких туроператорских банкротств, которые испытал ушедшим летом белорусский рынок.
Агенты видят ситуацию по-иному – они хотели бы, вне зависимости от банкротств операторов и прочих форс-мажоров, в текущей работе отвечать только за качество продажи (корректное бронирование, перечисление денег, открытие виз и т.д.), но не за турпродукт.
Операторы считают, что агенты требуют того, что, по сути, и так имеют. Ведь, если дело доходит до суда, оператор выступает соответчиком и третьей стороной, так что, в любом случае несет ответственность за турпродукт. А в текущей ситуации, со всеми проблемами туристов (все что угодно – от задержки авиарейса до замены гостиничного номера), по логике, как раз должен разбираться тот, кто совершил продажу, — то есть агент, который непосредственно работает с клиентом, а не оператор, для которого турист – просто номер в договоре. Но проблемы на принимающей стороне все равно решает туроператор — переселяет, меняет номера и так далее. Так что, оператор в любом случае несет ответственность за продукт.
Важно понимать, что в Беларуси, и мы это уже повторяем, как мантру, — свой рынок – не похожий ни на какие другие. Уникальная и одновременно трагикомичная особенность состоит в том, что все местные операторы (работающие на аутгоинг!) без исключения являются еще и агентами, а рынок процентов на 70% состоит из продукта, сформированного не в Беларуси.
Поэтому вполне естественно, что обсуждение поправок в Закон идет непростым путем. Но компромиссы и наилучшие варианты все-таки придется выработать. А жить с новым Законом нужно будет очень долго!