Вчера, 5 марта, в «ЦентрКурорте» состоялось заседание Правления РСТО, на котором участники вновь рассмотрели вопросы внесения изменений в законодательство о туризме. Союз продолжает работу над новым Законом «О туризме», все инициативы в окончательном варианте будут переданы в Министерство спорта и туризма.
Вначале заседания Председатель Совета Союза Иван Чура рассказал о состоявшихся встречах – с руководством «Белгосстраха» и заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Портным. На встречах обсуждался вопрос введения в практику туризма нового вида страхования. Пока есть несколько вариантов названия такого вида страхования – страхование рисков туристического путешествия либо страхование риска неисполнения договора оказания туруслуг. Речь, безусловно, идет о том, что белорусский турист и белорусский турбизнес, в целом, должны быть застрахованы на случай таких неприятностей, которые испытал наш рынок летом 2018 года, когда обанкротился оператор «Натали Турс», имевший представительство в нашей стране.
Страховать каждый договор – надежный вариант, и приятно сообщить, что инициатива РСТО находит понимание на различных уровнях – и у страховщиков, и в отраслевом Министерстве. Уже подготовлено соответствующее письмо в Министерство финансов, которое рассмотрит предложение о введении в законодательство нового вида вмененного страхования. Если данная норма войдет в Закон «О туризме», страховать договоры будут операторы, но говорить о конкретных суммах страховки пока преждевременно – если норма будет принята, положение о страховании разработают страховщики совместно с Министерством финансов.
По пришедшей буквально на днях статистике выездного туризма, в прошлом году в Беларуси было 850 тыс. организованных туристов. Если к каждому туру будет прилагаться страховка стоимостью, скажем, 5 долларов, то несложно посчитать, что страховщики получат в год более четырех миллионов долларов. Понятно, что, имея такие выплаты, страховая компания реально сможет компенсировать туристам убытки в случае банкротства любого оператора. Напомним, что «Натали Турс» принес нашему рынку ущерб приблизительно в 500 тыс. долларов. А это на сегодняшний день – самый крупный удар, который претерпел наш рынок за все годы развития турбизнеса в связи с невозможностью оператором выполнить свои обязательства.
Но, кроме страхования, безусловно, есть и другие моменты и новшества, которые могут войти в новый Закон «О туризме». Непростым вопросом, который по-прежнему дискутируется, стало разделение ответственности туроператора и турагента. В случае введения того вида страхования, о котором мы говорили выше, главная боль турагентов, безусловно, снимается: если вдруг обанкротится какой-либо оператор, турагентам не придется рассчитываться с туристами из своего кармана – как это произошло, когда нас покинул «Натали Турс». Разделить в Законе ответственность перед туристом, которая существует в текущей операционной деятельности, можно только путем четкого прописывания обязанностей туроператора и турагента. Важно, чтобы оператор отвечал за продукт, а агент — за качество продажи.
О том, что профессионалы видят по-новому определение самого понятия «тур», мы уже писали. В окончательной редакции этот пункт, по мнению РСТО, должен выглядеть следующим образом:
«Тур – сформированный туроператором для реализации комплекс туристических услуг, включающий не менее двух из следующих видов услуг: по перевозке, транспортному трансферу, размещению, экскурсионные и иные туристические услуги (организация туристического путешествия, питания и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугами по перевозке, транспортному трансферу, размещению и экскурсиям, позволяющие совершить туристическое путешествие».
«Раскрепостить» онлайн продажи в Беларуси можно путем изложения статьи 17 Закона в следующей редакции:
«Договор оказания туристических услуг заключается в письменной или иной предусмотренной законодательством форме, в том числе и посредством договора присоединения (оферты)…»
Опять-таки, как мы уже сообщали, Реестр должен стать реальным документом с обязательным присутствием там любой туристической компании. Для этого Закон можно дополнить абзацем следующего содержания:
«Представление субъектом туристической деятельности в Министерство спорта и туризма сведений для включении в Реестр является обязательным. Осуществление деятельности субъекта туристической деятельности без включения в Реестр запрещается, такая деятельность является незаконной предпринимательской деятельностью, ответственность за которую наступает в соответствии с законодательством Республики Беларусь».
Кроме того, есть ряд болезненных вопросов, которые касаются экскурсионной деятельности в Беларуси. Возможно, стоит рассмотреть вопрос об отдельных законодательных документах, которые позволили бы профессионалам проще развивать этот важный для государства вид туризма. В частности, в настоящее время каждая экскурсия и новый маршрут должны утверждаться в Министерстве спорта и туризма. В то же время практика показывает, что новый маршрут может рождаться каждый день. Необходимо снять препоны, которые мешают динамичному развитию экскурсионного белорусского туризма.
Как видим, обсуждение внесения поправок в Закон «О туризме», также, как и принятие других законодательных актов, регулирующих работу целой отрасли, — процесс непростой, и это вполне естественно. На данном этапе профессиональное сообщество в лице РСТО пытается внести свой вклад и свой профессиональный опыт в новое законодательство. Но принимать окончательные решения будут, конечно, государственные структуры, в том числе — парламентарии.