Соответствующий документ за подписью председателя Совета Союза Ивана Чуры 18 марта был направлен в Министерство финансов, Министерство спорта и туризма и Министерство экономики. Итак, что же предлагает Республиканский Союз туристических организаций?
Предлагаем вашему вниманию текст обращения Союза в вышеперечисленные структуры.
В 2018 году туристический рынок Республики Беларусь испытал несколько негативных моментов из-за финансовых проблем у туристических операторов (нерезидентов), которые выразились в неспособности оказать туристические услуги гражданам, которые их оплатили. В первую очередь речь идет о российском туристическом операторе «Натали Турс», который имел аффилированную структуру с одноименным наименованием в Республике Беларусь.
В результате обозначившихся проблем по организации отдыха некоторые туристы, не получив заказанных услуг, не смогли вернуть заранее оплаченные денежные средства.
Белорусские турагенты, исходя из требований отечественного законодательства, вынуждены были пойти на значительные издержки в компенсации туристам средств, своевременно оплаченных и переведенных ими иностранным партнерам.
В Республике Беларусь под патронажем Министерства спорта и туризма началась дискуссия о необходимости на законодательном уровне решить вопросы обеспечительного характера по защите рисков гражданина, его денежных средств от возникающих финансовых катаклизмов в турбизнесе.
Инициаторы решения подобных вопросов предлагают устранять данные проблемы посредством введения обязательного страхования ответственности туристического оператора перед туристами через институты финансовых гарантий и создание разного рода компенсационных фондов.
Справочно:
Такие институты страхования несколько лет действует в Российской Федерации, и они показали свою абсолютную несостоятельность и неэффективность в защите интересов туристов и самих туристических организаций, поскольку основой такого вида страхования – страхового случая – является неплатежеспособность юридического лица, а, стало быть, с момента наступления невозможности произвести расчет с туристом и возвратить ему оплаченные денежные средства до наступления обязанности страховой компании осуществить такие выплаты проходит несколько месяцев, а то и лет.
Республиканский Союз туристических организаций, проведя предварительно широкое обсуждение данной проблемы в среде профессионалов страхового бизнеса, а также с учетом анализа опыта других стран в вопросе страховании рисков при осуществлении путешествий, вносит предложение о введении в сфере отечественного туризма процедуры вмененного страхования финансовых рисков при осуществлении туристического путешествия – как наиболее оптимального варианта механизма защиты интересов туриста.
Обоснование необходимости введения в сфере туризма Республики Беларусь процедуры вмененного страхования финансовых рисков при осуществлении туристического путешествия
Выходя с подобной инициативой, РСТО исходит из того, что в Республике Беларусь необходимо создать априори реальный и действенный механизм законодательного регулирования подобных ситуаций, чтобы у каждого гражданина была возможность сохранить не только здоровье и жизнь, но также имущество и денежные средства, которые вкладываются им в туристические путешествия.
В целях защиты интересов туристов при выездном туризме необходимо предусмотреть в Законе Республики Беларусь «О туризме» возможность заключения договоров добровольного страхования в пользу туристов субъектами туристической деятельности (туроператорами, турагентами) со страховыми организациями Республики Беларусь. Полагаем, что можно осуществлять, так называемое, вмененное страхование туристической деятельности, которое предусматривает необходимость заключения договоров добровольного страхования до осуществления туристической деятельности либо при ее проведении по следующему варианту.
Страхование возможно в виде страхования финансовых рисков туриста по договору оказания туристических услуг. Страхователь – субъект туристической деятельности, заключивший договор оказания туристических услуг с заказчиком, по которому подлежат оказанию туристические услуги непосредственно заказчику и (или) иным физическим лицам (далее – турист).
Договоры страхования заключаются отдельно под каждый договор оказания туристических услуг.
Страховая сумма устанавливается в пределах стоимости туристических услуг по договору оказания туристических услуг.
Выгодоприобретатель – турист.
Объектом страхования являются имущественные интересы выгодоприобретателя, связанные с понесенными им расходами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору оказания туристических услуг.
Страховым случаем является неисполнение или ненадлежащее исполнение субъектом туристической деятельности обязательств по договору оказание туристических услуг, повлекшее расходы туриста.
При наступлении страхового случая по договору добровольного страхования финансовых рисков туриста размер подлежащих возмещению расходов туриста определяется исходя из:
- убытков, под которыми понимаются расходы туриста, которые он произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе судебные расходы;
- расходов по сделке, признанной судом недействительной, возмещение которых в соответствии с принятым судебным решением возложено на субъекта туристической деятельности;
- расходов, понесенные заказчиком в связи с оплатой услуг по договору оказания туристических услуг туристу.
Размер подлежащего выплате страхового возмещения не должен превышать размер страховой суммы, установленной по договору страхования.
Страховому возмещению не подлежат моральный вред, упущенная выгода, а также неустойка (штраф, пеня), предусмотренная договором оказания туристических услуг.
Справочно:
Введение вмененного страхования финансовых рисков туриста по договору оказания туристических услуг априори не отразится на материальном благополучии туриста, так как туроператоры Республики Беларусь берут на себя финансовые расходы в контексте заботы государства о создании механизма защиты интересов граждан Республики Беларусь.
Более того, туристические компании осуществляют выплаты согласно законодательству о туризме и защите прав потребителей по решению судебных органов, что, безусловно, не может считаться наступлением страхового случая и ложиться бременем на страховые выплаты – это, как правило, отношения туристической компании и туриста через призму качества и количества предоставляемых туристу услуг в рамках законодательства и договора на оказание туристических услуг.
Полагаем, что именно введение процедуры вмененного страхования рисков в туризме, широко обсуждаемое турбизнесом и государственными институтами многих стран постсоветского пространства, в том числе и в Российской Федерации, может явиться в данное время самым действенным инструментом в случае неспособности исполнения обязательств туристической компанией по договору перед туристами вследствие складывающихся обстоятельств или не верно просчитанных предпринимательских рисков.