Вчера, 10 июня 2018 года, в Циндао министры иностранных дел Беларуси и Китая подписали межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан. Событие на самом деле историческое. Скажем, чтобы получить шенген-визу и попасть в Евросоюз, китайскому гражданину нужно пройти личное собеседование в посольстве одной из европейских стран и ожидать эту визу две недели.
А вот в Беларусь китайцы теперь могут прибыть свободно.
Мы распахнули двери, в первую очередь, конечно, рассчитывая на поток туристов, и не в последнюю – на дальнейшее усиление бизнес-контактов с Поднебесной.
Хорошая новость также в том, что белорусы теперь могут без лишних заморочек отправиться на экскурсии, отдых или шопинг в Китайскую Народную Республику. Операторы надеются, что это усилит интерес белорусов к пляжному Китаю – имеется в виду остров Хайнань, ну, и, возможно, активнее станут интересоваться экскурсионными возможностями страны, а они весьма богаты и разнообразны.
Чем же обернется для белорусского въездного туризма отмена виз со страной, граждане которой в последние годы (даже несмотря на наличие виз) стали частыми гостями в Европе?
За комментарием мы обратились к начальнику филиала «Белинтурист» РУП «ЦентрКурорт» Алексею Стрельченко:
«Тема китайского туристического потока в Беларусь очень тонкая, и к ней нужно подходить осторожно. К примеру, мы два года упорно трудились для того, чтобы привлечь организованных китайских туристов в Беларусь, и теперь у нас есть цепочка. Но работа эта очень сложна, и нужно учитывать, что наша страна пока привлекает туристов из Поднебесной только в комбинации с другими странами.
Нужно понимать, что до сих пор туристический поток из Китая в Беларусь состоял, в основном, из делегаций. Теперь вопрос заключается в следующем: как привлечь туристов – организованных и индивидуальных?
Сами китайцы считают, что, во-первых, нам следует усилить маркетинговую атаку. За последние годы в этом направлении Беларусь уже много сделала, но все-таки недостаточно, чтобы в Китае хорошо знали нашу страну. Во-вторых, китайские туристы хотели бы видеть наши козыри по отношению к странам – признанным лидерам мирового туризма. А достигнуть этого, согласитесь, нелегко. Но теперь у нас есть такой козырь – это безвизовый въезд.
Замечу, что если увеличится въезд индивидуальных туристов из Китая в Беларусь, то этот поток, скорее всего, пойдет мимо турагентств. Но китайцы все-таки любят путешествовать организованными группами, это дает основания надеяться, что количество обращений в туркомпании в связи с отменой виз увеличится.
Стандартно китайских туристов в Беларуси интересуют элементы «красного туризма», к примеру, Брестская крепость. Нравится китайским гостям наша городская культура, которая определенно отличается от городских культур России, Европы и Китая. В Минске китайцы идут в цирк и Оперный театр. Привлекает их наша экологичность, чистота. А если китайская группа прибывает более чем на два дня, то обязательно заказывает экскурсию в Беловежскую пущу. Также с интересом посещают китайцы фольклорный вечер на усадьбе – с танцами, песнями, мастер-классами и дегустациями.
Что касается перспектив увеличения потока, то надеемся, что в связи с отменой виз количество гостей из Китая увеличится в разы. Но, конечно, нужно быть реалистами – быстро поток не вырастет и пока нужно рассчитывать на интерес китайцев к Беларуси именно в комбинированных программах – вместе с другими странами. И, конечно, работать над тем, чтобы китайцы все больше узнавали о нашей стране – как об удивительной и оригинальной туристической дестинации».
Добавим, что в России, где поток китайских туристов очень велик – особенно в пограничных дальневосточных областях – приемом китайских туристов занимаются китайские же фирмы, которые растут в России, как грибы после дождя. Не в последнюю очередь это связано с тем, что китайцы привыкли к обслуживанию соотечественников, которые хорошо понимают их запросы.
Есть ли подобная опасность для Беларуси? По мнению экспертов – вряд ли. Быстро значительного увеличения потока и взрывного роста рынка ожидать не стоит, предстоит большая работа, и китайский турбизнес вряд ли заинтересуется монополизацией небольшого количества групп. Так же не стоит ожидать значительного увеличения собственных белорусских игроков на этом рынке, который, по сути, только-только начал свое формирование.