Законна или не законна оплата туруслуг за границей? Тему анализирует правовой эксперт РСТО, юрист-лицензиат Сергей Цурко.
С каждым годом возрастает поток туристов за пределы Республики, равно как и приезжающих к нам. Это свидетельство стремления не только отдохнуть от постоянной заботы о доме, работе, но и улучшения материального благосостояния граждан. Точно так же граждане стремятся увидеть новые страны, познакомиться с историей новых мест вживую, а не посредством интернета.
В связи с этим появляется желание получить соответствующую услугу качественно и по возможности за меньшую цену.
Как известно , белорусские туристические компании, в соответствии с Законом РБ «О туризме», обязаны иметь договорные отношения с нерезидентами в принимающих странах, если они предлагают белорусам путешествие за границу. Каким же образом туристу можно сэкономить на приобретении того или иного путешествия? Как правило, сэкономить туристу можно, отправившись в автобусный тур. Почему и от каких условий это зависит – попытаемся рассмотреть в настоящей статье.
В соответствии со статьей 15 Закона РБ «О туризме», туристическая компания формирует тур и предлагает его к реализации туристам, формирует программу туристического путешествия. К формированию тура также относится приобретение права на реализацию тура либо комплекса туристических услуг, сформированных нерезидентом Республики Беларусь.
Если посмотреть на договора наших зарубежных партнеров через призму данной нормы Закона, то не все, но некоторые нерезиденты в договорах с белорусскими туристическим компаниями предусматривают возможность для белорусских туристов, совершающих путешествие в автобусных турах, оплату за путешествие несколькими вариантами. Турист оплачивает часть тура белорусской туристической компании, а часть стоимости, представителю принимающей стороны, за границей.
Законно это или нет?
Давайте посмотрим на эту ситуацию через интересы туриста. Выгодно ли ему так оплачивать свое путешествие?
С экономической стороны, туристу это выгодно, так как туристическая компания, формируя цену на тур, обязана закладывать свои расходы на приобретение валюты, на перечисление валюты нерезиденту. Туристические компании при заключении с туристом договора на оказание туристических услуг, в соответствии с ст. 298 ГК Республики Беларусь, определяют валюту денежных обязательств.
Пункт 1 данной статьи предусматривает, что, согласно ст.141 ГК, денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях, но 2-ая часть данного пункта предусматривает, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах («специальных правах заимствования» и др.). В этом случае, подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Понятие: «…. или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон» подразумевает, что, на практике, в договорах туристические компании определяют курс валют следующим образом: примерная формулировка – «Все обязательства по настоящему договору подлежат оплате в белорусских рублях по внутреннему курсу Исполнителя на день оплаты» или следующий вариант: «на момент заключения настоящего договора стоимость туристических услуг составляет… долларов США (евро), что по курсу туристического оператора, у которого приобретаются туры (внутреннему курсу исполнителя – курс НБ РБ + %) составляет… белорусских рублей»
Таким образом, фиксация в договоре определенной валюты и применение в расчетах так называемого курса исполнителя вполне законно.
Данные формулировки примерные, но в нашей ситуации, когда турист оплачивает тур в полном объеме, его затраты существенно увеличиваются на курсовую разницу при покупке туристической компанией валюты, а затем на затраты на перечисление валюты принимающей стороне.
Далее, согласно статье 288 ГК, одно лицо (должник), обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, в данном случае.
Согласно статье 289 ГК, в обязательстве в качестве каждой из его сторон – кредитора или должника – могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Данная статья ГК констатирует, что обязательства создают обязанность для лиц, участвующих в договоре в качестве сторон (для третьих лиц). Но тогда возникает вопрос, создаются ли обязанности для нерезидента, если турист оплачивает часть тура за границей?
Мне представляется (возможно, это дискуссионное мнение), здесь надо посмотреть взаимоотношения трех сторон через призму договора присоединения (статья 398 ГК). Согласно этой статье, договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной, не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Здесь важно, чтобы не нарушались права туриста при такой конструкции договора.
Ясно одно — в договоре на оказание туристических услуг должна быть норма о том, что часть тура турист оплачивает нерезиденту самостоятельно за пределами страны. Разумеется, в договоре белорусской туристической компании с нерезидентом (принимающей стороной) также должна быть норма, предоставляющая возможность, право белорусскому туристу оплачивать часть тура за границей. Конечно, турист должен быть в таком случае ознакомлен с правовыми положениями договора белорусской туристической компании с нерезидентом, договор которой часто является стандартной формой и почему бы туристу не принять условия такого договора, не присоединиться к нему?
Конечно, настоящая статья, это частное мнение, размышление, основанное на практике ряда туристических организаций. Возможно, следует более детально прописать конструкцию такого договора, конкретизировать условия оплаты туристом, получения им финансового документа о приеме от туриста денежных средств и т.д., обязанности через призму ответственности, скорее всего, солидарной и белорусской организации и нерезидента.
Здесь возникает закономерный вопрос, принимают ли суды обрисованную с оплатой белорусскими гражданами часть туристических услуг за границей. С уверенностью можно сказать, да, принимают. Конечно, возникает вопрос отражения стоимости договора на оказание туристических услуг в договоре с туристом – отражать полную стоимость или стоимость путешествия разделить на два платежа: оплата исполнителю по договору и оплата третьей стороне – нерезиденту за границей и ответственности сторон?
Конечно, есть много нюансов. Следует учитывать место исполнения обязательств (ст. 297 ГК), которое определяется или законодательством или договором.
В 2018 и 2019 гг. в проект Закона «О туризме» предлагалось включить норму, реально отражающую сегодняшний день в части ответственности исполнителя по договору с туристом – исполнитель отвечает перед заказчиком (туристом) по условиям договора, если законодательством и/или договором не предусмотрено иное. К сожалению, туристическое сообщество не поддержало эту инициативу, отсутствие которой в законе несомненно бьет по туристической отрасли, да и по туристам. Тем не менее ситуация на сегодняшний день не разрешилась. Правда, с учетом интеграционных устремлений в конце прошлого года с Российской Федерацией, возможно еще будет возможность поменять свою позицию в этой части и туристическому сообществу, и государственному органу управления туризмом.
Безусловно, позиция, высказанная в настоящей статье, как указал выше, это всего лишь мнение. Но при желании всех заинтересованных оно вполне может воплотиться в конкретную и нужную норму в законодательстве.